«РЫТАЯ» дорога

В июне 2019 председателем правительства России Д.А. Медведевым было подписано постановление о строительстве платной магистрали «Москва — Казань», которая пройдет через Нижегородскую область. Документ содержит маршрут платной дороги, участок которой, от Мурома до Арзамаса пройдет по правобережью реки Теши, по знаменитому Салавирскому лесу. Салавирский лес – знаковое место для юга Нижегородской области. Этот лес неоднократно становился ареной самых разных исторических событий, первым из которых можно считать борьбу мордовского князя Пургаса с противостоящими ему суздальскими и муромскими князьями. Салавирский лес расположенный в междуречье Теши и Сережи – это низменная, болотистая местность до сих пор покрытая глухим хвойным лесом. Очевидно, именно в этих лесных массивах находились знаменитые мордовские «тверди», в которых мордвины укрывались от набега суздальцев [1].  Дополнительную уверенность в этом придает описание маршрута мордовского инязора Пургаса, уходившего за речку Чар (Чару) — левый приток Серёжи [2].

В свое время дикость этих лесов отмечал известный исследователь Нижегородчины П.И. Мельников-Печерский. В «Очерках Мордвы», рассказывая о бесчинствах царских чиновников, он указывал, что: «…летом 1639 года, не дождавшись уборки хлеба, все племя терюхан, и значительная часть эрдзян …покинув деревни и поля …рассыпались по дремучим лесам Муромским, Салавирским, по реке Сереже…» [3]. В этом отрывке под «Салавирскими лесами» подразумеваются именно леса междуречья Теши и Сережи, где, недалеко от места слияния этих рек расположена древняя деревня Салавирь. В своем художественном произведении «На горах», Мельников-Печерский назвал Салавирский лес «краем исстари славных лесов Муромских» [4]. Знаменитый исследователь Нижегородчины отмечал, что этот лес издавна известен как укрытие разбойников. Название «Салавирь» переводят как «лесные разбойники» [5], неслучайно оно так созвучно с именем былинного Соловья-разбойника. А перевод «лесные разбойники» — смысловая калька с буквального салама (воровство) и вирь (лес). Другое толкование звучит как сала — «тихий» и вирь — «лес», «Тихий лес». Опасность этих лесов подчеркивал писатель Андрей Мельников — сын Павла Мельникова: «Небезопасно было и на сухопутных трактах: караванам идущим от Москвы приходилось проходить бесконечными Муромскими лесами. Муромские леса выходили к Оке, за Окой после переправы начинались непроглядные леса Соловирские, составляющие продолжение Муромских, почти до самого Арзамаса…»[6]. 

Весь лес от устья Теши и Сережи до Арзамаса назывался «Салавирским». Но, мало кто знает, что местные жители, лес к востоку от Мухтолова называют Палавирь. Это название теперь выходит из обихода, и памятью о нем служит микротопоним Палавирский мост – название перехода через лесную речку Нукс, рядом с поселком Мухтолово, через который пройдет платная трасса. Данное название можно перевести как «выделенный (отдельный) лес», где пала – «выдел» и вирь – «лес». Границей между этими лесными массивами, очевидно, служила речка Нукс – правый приток Теши. А вот кому и когда был выделен данный лес, навсегда останется загадкой.

Даже в XIX веке, во времена Мельникова, Салавирские леса по-прежнему были диким неосвоенным краем. Малонаселенность этих мест обусловлена скудностью почв, не позволявших получать высоких урожаев. Финно-угры использовали их для охоты, и для бортных промыслов, а затем леса стали приютом и убежищем старообрядцев. Многие лесные деревни были основаны беглыми «раскольниками», о раскольничьих скитах, в этих лесах упоминал тот же Мельников-Печерский [7]. 

Салавирский лес в старину был главным прибежищем разбойников. Легенды о разбойниках до сих пор бытуют в местном фольклоре [8]. Этому способствовала торговая дорога,  связывавшая города Горбатов и Павлов Перевоз (ныне Павлово) с городом Ардатовым, проходившая через Мухтолово и пересекавшая лесной массив с севера на юг. Другой дорогой привлекавшей разбойников был знаменитый Московско-Сибирский тракт, этап которого, от Мурома до Арзамаса, проходил по левому берегу Теши.

По мере усиления административной власти, разбои, происходившие в Салавирском лесу, к концу XIX века стали уходить в прошлое. При этом лесной массив, несмотря на свое низменное положение, и заболоченность многих участков, всегда привлекал местные власти возможностью более короткого пути от Мурома до Арзамаса, и «предтечей» участка платной магистрали «Москва-Казань» стала железная дорога, построенная в начале XX века, и соединившая Москву и Казань по самому короткому отрезку. Строительство железной дороги проложенной через чащи и болота Салавирских и Палавирских лесов, вдохнуло новую жизнь в эти края. Вдоль дороги появились новые поселки, а, например, Мухтолово стало промышленным и транспортным узлом.

Но местные предания сохранили память об еще одной попытке сократить путь от Мурома до Арзамаса, с помощью дороги проложенной через леса междуречья Теши и Сережи. Жители сел Гремячево Кулебакского района, Мухтолова и Сакон Ардатовского района, отлично знают  заброшенную лесную дорогу,  идущую из пойменных лугов правобережья Теши западнее Гремячево, через леса Личадеевского лесничества на Балахониху, и выходившую когда-то к Арзамасу. При этом, некоторые участки этой дороги, несмотря на древность, хорошо сохранились, в виде просек и насыпей, отмечающих этот путь. Легенды гласят, что данную дорогу построили местные «барья» (помещики), чтобы сократить путь до Арзамаса, и вдобавок заработать на желающих проехать до Арзамаса быстрее. Согласно преданиям инициатором постройки была «барыня Ланская» и «графья Шереметьевы», и построена дорога трудом крепостных крестьян. Из-за того, что дорога была с двух сторон ограниченна вырытыми вручную глубокими водоотводными канавами, что оправданно в заболоченной местности, она получила в народе название «Рытой» (вырытой) дороги, и до сих пор местными жителями называется «Рытая» дорога, используясь как ориентир в лесу. Опираясь на данные местной легенды, попробуем восстановить обстоятельства и время возникновения данной дороги.

Твердая убежденность рассказчиков в том, что дорога создана трудами крепостных, позволяет датировать начало постройки дороги не позднее 60-х годов XIX столетия, т.е. до момента отмены крепостного права. В этот период под персонажем легенды известным как «барыня Ланская», могла скрываться графиня Ланская Варвара Дмитриевна, владевшая в середине XIX века угодьями в левобережье Теши, ближайшим из которых к «Рытой» дороге  было село Туркуши [9], в современности относящееся к Ардатовскому району Нижегородской области. Любопытно, что памятью о владельцах земель вокруг Туркуш, осталось небольшое лесное озеро «Ланское» расположенное к востоку от Туркуш. Под именем «графьёв Шереметьевых» может подразумеваться граф Сергей Васильевич Шереметьев, владевший в этот период землями в Березополье(на рубеже XVIII – XIX веков село Богородское было усадьбой и одним из его крупнейших владений), и большими имениями в западной части Нижегородской губернии. Граф С.В. Шереметьев имел в середине XIX века большое влияние в губернии, и был губернским предводителем дворянства [10]. Этот представитель знатнейшего дворянского рода в России был правнуком Василия Шереметева, женившегося, в свое время, на Прасковье Черкасской. Среди богатого приданого невесты было село Богородское (ныне город Богородск) и большие угодья к югу от села, которыми князья Черкасские владели с 1632 года. Шереметьеву вполне по силам было «продавить» у губернатора решение о строительстве подобной дороги, хотя понятно было, что частная дорога сократит доходы от использования казённого Сибирского тракта.

Таким образом, мы установили двух персонажей легенды причастных к строительству частной лесной дороги. Но они вряд ли могли совершить это предприятие без участия Петра Павловича Дурново, роду которого принадлежали Теплово, Гремячево, Саконы и другие села, расположенные по левому берегу Теши, с  лесными угодьями, лежащими на противоположном от этих сел берегу [11]. Интересно, что до наших времен  местные жители в правобережном лесу используют как ориентир некую «Грань», состоящую где-то из канавы, где-то из просеки или лесной дороги, и идущую на несколько десятков километров параллельно правому берегу Теши, километрах в 5-6 от реки. Эту грань объясняют как древнюю границу между барскими владениями. Как и С.В. Шереметьев, развивший в Богородске кожевенное производство, граф Дурново был промышленником, устроившим в своих владениях производство пеньки и древесного угля, и, несомненно, заинтересованным в коротком пути в Арзамас.

Почему мы уверены, что к делу был привлечен граф Дурново? Дело в том, что дорога начиналась из пойменных лугов противоположного от села Теплово берега Теши. Следовательно, без участия владельца села дорогу из Теплова не начнешь. Почему дорога начиналась в Теплове, а не западнее, например, в Кулебаках? Вероятно, это связано с вопросами землевладения, и возможно, работа в архивах могла бы пролить свет на этот вопрос. Доехав от Мурома до Теплова по Сибирскому тракту, и переправившись в селе Теплово через Тешу, путники попадали на «Рытую» дорогу, шедшую в глубь леса, в направлении северо-востока. Если посмотреть на современную карту, то можно убедиться, что «Рытая» дорога сократила путь от Теплова до Арзамаса почти на 15 километров. Графиня Ланская из своего Туркушского имения, попадала на «Рытую» дорогу переправившись в селе Гремячево. Прямая благоустроенная дорога до Арзамаса, несомненно, была очень удобной для путешествующих по маршруту Муром-Арзамас, но проходившая в глухом лесу, она стала и привлекательной для разбойников. Выше мы уже говорили о многочисленных легендах про разбойников, и,  следует добавить, что эти легенды упоминают и о многочисленных разбойничьих кладах, зарытых вдоль «Рытой» дороги.

Таким образом, «Рытая» дорога стала первой известной попыткой провести более короткий путь от Мурома до Арзамаса, своего рода «предтечей» построенной в начале XX века железной дороги, и запланированной в начале XXI века автомобильной дороги.

Примечания:

  1. ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Ленинград, 1926-1928 гг. С. 312.
  2. Татищев В.Н. История Российская. Книга III.  М., 1774. С. 453.
  3. Мельников П.И. Очерки Мордвы. ПСС, Т. 7. С-Пб. 1909 г. С. 425.
  4. Мельников П.И. На горах. ПСС, Т. 5. Москва.  1976 г. С. 14.
  5. Электронный ресурс URL: Навашинский район/Генеалогическое агентство. genealogy.su > archives/158/2  дата обращения 20.07.19.
  6. Мельников А.П. Очерки бытовой истории Нижегородской ярмарки (1817-1917). Н. Новгород. 1993 г.  С. 47. 
  7. Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. Нижний Новгород. 2018. С. 164.
  8. Малышев А.В. Terra inkognita  Ардатовского края.//Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Вып. XV. Арзамас. 2019 г. С.271.
  9. Базаев А.В. История сел и деревень Ардатовского района. Ардатов. 1915. С. 311.
  10. Любавин А.В. С душой высокой и прекрасной. Богородск. 2019. С. 81.
  11. Шекуров В.А., Клопова М.Н. Православное Гремячево. XVII-XIX

Об авторе

Алексей Малышев

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.