Буртасы и Сувазы-Чуваши на юго-западе Нижегородской области (по данным топонимики)

Аннотация: В статье рассматривается происхождение и расселение буртасов. На материалах топонимики юго-запада Нижегородской области впервые делается вывод о присутствии в древности буртасов и сувазов-чувашей в этом регионе, их расселении в бассейне Тёши.

Ключевые слова: топонимика Нижегородской области; буртасы; сувазы; чуваши; венгры; мадьяры; археология средневековья.

Summary: The present research is focused on origin and settlement of Burtases. Based on the toponymy of south-west of Nizhny Novgorod region this research draws a conclusion of settling Burtases and Suwases-Chuvashes in this region and in Tiosha river-basin in ancient times.

Key words: toponymy of Nizhny Novgorod region; Burtases; Suwases; Chuvashes; Hungarians; Magyars; archeology of Middle Ages.

Средневековая этническая история юго-запада Нижегородской области (или территории, лежащей в междуречье Тёши, Оки, Кокши и Мокши) очень многогранна. Вопреки устоявшемуся мнению, что здесь с начала I тысячелетия проживали в основном мордовские эрзянские племена, эта земля, расположенная на перекрестке важных сухопутных и речных транзитных магистралей Восточной Европы, была объектом влечения самых разных этносов и этнических групп. В отсутствии специальных исторических исследований важным подспорьем в изучении этнической истории указанного региона может стать местная топонимика, хранящая следы языка всех этносов, приходивших на жительство в эти земли. Одним из таких этносов были буртасы, которые, начиная с IX века, обитали в Среднем Поволжье. Как правило, исследователи, говоря о расселении буртасов, ограничивают их продвижение на север и северо-восток рекой Мокшей и Посурьем. Однако данные гидронимии междуречья Оки и Тёши позволяют утверждать, что буртасы осваивали эти территории и проникали в правобережье Тёши.

Первые упоминания о народе буртас датируются IX веком. В сочинениях арабского географа ал-Калби упоминается народ бурджас, который ученые-востоковеды отожествляют с буртасами [1, с. 15]. Начиная с этого времени целый ряд арабских и персидских хронистов и путешественников приводит в своих записях сведения о народе фуртас (буртасы) в числе других народов (болгары, сувары, аланы, хазары, мадьяры, русы), от которых зависела политическая ситуация в Черноморско-Каспийском регионе.

Страна буртасов (Фурт-ас) описана у многих ближневосточных путешественников, но точное расположение границ этой страны до сих пор нельзя назвать полностью решенным. Данные источников настолько противоречивы, что можно составить сразу несколько версий локализации страны буртасов, каждая из которых будет иметь право на существование. Общим местом всех этих версий будет, пожалуй, одно – с IX века буртасы жили в Среднем Поволжье, на границе леса и степи. Археология позволяет утверждать, что уже с IX века буртасы заселяли территории современной Пензенской области. Именно в это время в Пензенской лесостепи появился народ, по своей археологии принадлежащий к салтово-маяцкой культуре и отожествляемый с буртасами. Пришельцы расселились в Засурье, на берегах Вада и Выши, построили города и крепости, осели на земле. Данных о проникновении буртасов севернее указанных территорий нет. Хотя, еще у Хвольсона выдвинуто предположение о том, что буртасы доходили до места слияния Волги и Оки [2, с. 72].

Некоторые сообщения средневековых путешественников о хозяйственно-экономической деятельности буртасов позволяют сделать вывод об этом проникновении. 

В своих сочинениях географы Ближнего Востока сообщают, что буртасы имеют обширные пашни, разводят крупный рогатый скот, овец, свиней, и особо отмечают развитие пчеловодства. Ибн Даста пишет: «Занимаются они и хлебопашеством, но главное их богатство составляют мед, меха куньи и меха вообще» [1, с. 20]. Общеизвестно, что в те времена пчеловоды использовали труд диких пчел, и этот промысел называется бортничеством. Но ремесло бортника всегда и везде связано с лесом; следовательно, границы расселения буртасов в Среднем Поволжье могли доходить до лесных массивов бассейна Мокши, и дальше на север и северо-восток. Другим подтверждением расселения буртасов в лесах между Мокшей и Тёшей могут служить сообщения арабов о буртасских мехах. Ал Масуди пишет: «Из страны буртас вывозят шкуры черных лисиц, представляющие самые ценные меха. Из них существует несколько видов: бурые и белые, не уступающие по ценности собольему и песцовому. Черные лисьи меха не встречаются нигде в мире, кроме этой страны и соседних с ней стран» [3, с. 35-36]. Звери с ценным мехом в изобилии водились тогда в лесах междуречья Оки, Волги и Суры, это изобилие подтверждают и более поздние источники [4, с. 148].

Таким образом, можно говорить о проникновении буртасов из Пензенской лесостепи в леса севера и северо-востока. Вероятно, самый большой приток буртасов в леса Нижегородского Поволжья вызвали события 965 г., когда князь Святослав разгромил хазар и буртасов. В 976 г. Ибн Хаукаль указывал, что «в настоящее время не осталось и следа ни из Булгара, ни из Буртаса, ни из Хазара… ибо русы отняли у них все эти области и присвоили себе» [5, с. 159]. Буртасы были оттеснены в леса Средневолжья, где в XI веке упоминаются среди народов, платящих дань Владимиру Мономаху: «Буртаси, черемиси, вяда и мордва бортничаху на князя великого Владимира» [6, с. 326-327].

Как видно из летописи, буртасы жили рядом с перечисленными финноволжскими народами. Они активно взаимодействовали с волжскими финнами, и в хозяйственном плане, и в плане этногенеза, принеся в их среду свою материальную культуру и характерный антропологический облик. Эта антропология особенно отразилась на мордовском племени мокшан, так, что В.Н. Татищев в своих работах указывал: «В Руси доднесь народ сарматский моксели, моши и мокшане именуются…» [7, с. 395].

Вывод о том, что буртасы принадлежали к сармато-аланской этнолингвистической общине, сделан на основании междисциплинарных исследований, включивших в себя и археологические, и антропологические, и лингвистические работы. В частности, этимология этнонима бурт-ас прямо указывает на североиранские корни. В первой части этнонима определяющим словом выступает древнейшее ностратическое бор/ бур/ борть/ мур/ мурт в значении «дерево с дуплом» [8, с. 195]. Затем, в тюркских языках оно трансформировалось в умарта – «улей» [9], а в славянских в борть – «дупло с дикими пчелами».

Вторую же часть этнонима – ас, можно идентифицировать как наименование позднесарматской этнолингвистической общности. Аланы-асы (яссы русских летописей) обитали на гигантских просторах южных степей от Приазовья и Предкавказья до Южного Урала и Северного Казахстана. В первой половине I тысячелетия аланы, говорившие на североиранских диалектах, на всей территории своего расселения контактировали и смешивались с другими обитателями просторов Евразии – племенами угров и ранних тюрок, начавших свое движение на запад. На указанных территориях родовой термин ас слышен в названии многих народов. Черк-асы и яз-ыги, абх-азы и ос-етины, и ряд других европейских этносов имеют в своем этнониме ас (ос, аз). А за Уралом ближайших родственников венгров по языку – народы ханты и манси в старину называли ос-тяками. Страна Хакасия названа именем народа, имеющего в своем этнониме ас. Бартольд говорил, что этноним киргиз – это кырык и ас – сорок асов [10, с. 485].

На территории от Южного Урала до предгорий Саян и Алтая предки названных народов непрерывно контактировали между собой, вбирая друг от друга языковые и культурные заимствования. Здесь североиранское наречие предков буртасов вобрало серьезный пласт угорской лексики, став, так сказать, «ирано-угорским».

Поселившись в VIII веке на правобережье Волги и в Предкавказье, предки буртасов вступили в контакт с местными аланами и тюрками. Возможно, здесь они и обрели свой этноним бурт-ас. Дело в том, что в V-VIII вв. в степях Предкавказья и предгорьях Кавказа шли бурные процессы этногенеза, в которых смешивались местные аланы, пришлые угры и ранние тюрки. В этом «плавильном котле» сложились и хазары, и болгары, и буртасы, и предки современного населения Северного Кавказа.

В IX веке буртасы переселяются в Волго-Донье. При этом часть буртасов осталась в предгорьях Кавказа – о них упоминает в 1083 г. Ибн Сайд, затем в 1380 г. мы видим их в армии Мамая [5, с. 159] В этой связи любопытно указание А. Смирнова на то, что дагестанские аварцы называли чеченцев бурцтау или буртизал [11, с. 50].

Поселившиеся между Доном и Волгой буртасы влились в угро-тюрко-аланскую этническую среду, которая сложилась в Среднем Поволжье в IX-X вв. В этот период здесь господствовали хазары и булгары – представители оногурской языковой группы тюркских языков, близкой к угорским наречиям, а пришедшие в IX веке из-за Волги венгры-мадьяры были «старыми знакомыми» буртасов. Не исключено, что эта этническая среда и оказала такое воздействие на языки поволжских финнов, после которого они стали угро-финнами.

Источники позволяют думать, что буртасы в языковом отношении отличались от окружавших их тюрок. Средневековые хронисты сообщают, что язык буртасов не похож язык окружавших их тюрок – хазар и булгар [2, с. 73]. Но в сложившихся условиях хазаро-булгарской гегемонии буртасский диалект и образ жизни не могли не подвергнуться тюркизации, что впоследствии и привело к превращению буртасов в татар («буртасы – посопные татаровя»). В многовековом контакте с уграми, а затем с тюрками, и сложился язык буртасов, «ирано-угорский» с большой долей тюркизмов.

Опираясь на эти данные, был сделан вывод, что ряд пензенских гидронимов, строение которых чуждо языкам угро-финнов и тюрков, являются буртасскими названиями. П.Н. Черменский к таким названиям относил гидронимы с топоформантом -ис (-ас, -ос, -ус, -ес). Они, вместе с топоформантом -ньга имеют, по его мнению, буртасский генезис (12, с. 83-94).

Действительно, топоформанты -ис не имеют ничего общего с языками мордвы и татар. При этом в пензенской археологии эти гидронимы сопровождаются буртасскими городищами. Нельзя не указать и на связь -ис с венгерским топоформантом -вииз («вода»). Фонетические особенности языка мордвы и татар-мишарей исключают мягкое «в», и вииз в их речи трансформировался в ис (вииз > иис > ис).

Известно, что гидронимы по своему происхождению – самые древние топонимы. Установив принадлежность гидронима языку того или иного народа, мы можем констатировать древнее присутствие этого народа в данной местности. Соответственно, в Пензенской лесостепи, где самое большое количество гидронимов с топоформантом —ис (Шелемис, Атмис, Катмис, Умыс, Колдаис, Маис, Катмис, Курмыс, Печенвис, Кермиси др.), широко расселялись буртасы.

Параллели этих гидронимов есть на Средней Цне (Колаис, Ломовис, Печенвиса), что говорит о присутствии буртасов и в бассейне Цны. Но подобные гидронимы обнаруживаются и в междуречье Тёши и Оки. Сатис, Луктос, Нукус, Ильмис, Мердус говорят нам, что буртасы доходили до берегов этих рек, и, возможно, не так уж неправы те исследователи, которые утверждали, что упомянутая в сочинениях арабов судоходная река Буртас, впадающая в Итиль, на самом деле – Нижняя Ока.

Не исключено, что эти названия отражают личные имена буртасов, владевших землями по берегам названных рек. Волжская Булгария была феодальным государством, и буртасы здесь существовали как вассалы булгар. Известно, что при феодализме, когда «каждый клочок земли стал чьей-то собственностью», имя владельца было главным отличительным признаком тогдашней топонимики [13, с. 30-31] В этом же ключе можно толковать и древние названия поселков левобережья Нижней Тёши – Мотмос и Тамболес. Возможно, это древние имена буртасских землевладельцев, живших среди местной мордвы. Ведь подобные окончания имен, только с шипящей «с» в конце, мы наблюдаем и у булгар (АлмышАлтыш, Балаш и др.), и у «мордовских татар» (Тениш, Баюш, Кугуш и др.), в этногенезе которых угры сыграли не последнюю роль.

При исследовании буртасского следа в топонимике Нижегородской области нельзя игнорировать мнение историков, археологов и лингвистов о серьезнейшем влиянии на этногенез буртасов мадьярского этноса. Мадьяры, отправившиеся в IX веке на завоевание новой родины, волной прошли через Поволжье, смешиваясь с местными племенами и оседая на этой земле. О селениях венгров в Среднем Поволжье есть подробные описания средневековых европейских путешественников. Современные ученые П.Н. Черменский, Г.Н. Белорыбкин, В.В. Гошуляк не сомневаются в родственности мадьяр-венгров и буртасов. Археология также говорит в пользу такого вывода [14, с. 46-50].

Это дает возможность ряд топонимов, с явно угорскими топоформантами (-ер, -иг, -ик -га, -ка), зафиксированных в Нижегородском Поволжье, отнести к буртасо-мадьярским. На изучаемой нами территории такими названиями будут Засик, Илимдиг, Ундюгерь, Канерга, Тайга, Туртапка, озеро Чарское и дрНельзя исключать и участия в образовании некоторых гидронимов венгерского топоформанта —вииз, утратившего мягкое «в» в начале слова. Полностью он сохранился в названии рек Ломовис и Печенвис в Тамбовской области, а на исследуемой территории может быть скрыт в названии реки Тёша (Твисса>Тиса>Тиша>Тёша). Неспроста в русских документах XVI-XVII вв. стан, прилегавший к левобережью Тёши, называн Утишным станом [15, с. 4] – в те времена, возможно, наряду с «Тёша», река носила и название «Тиша».

Таким образом, опираясь на данные топонимики, можно говорить, что северной границей расселения буртасской языковой общности было правобережье реки Тёши. Еще одним средневековым этносом, следы языка которого хранит топонимика междуречья Тёши и Оки, могли быть чуваши. Не исключено, что какая-то доля буртасов стала составной частью современных чувашей. И. Добродомов выявил широкий пласт иранизмов в чувашском языке [5, с. 167], а Бахтиев даже видит в буртасах предков чувашей [16, с. 10-14]. Но любопытно, что и венгерский язык имеет немало соответствий в древнечувашском языке [17, с. 5-13], а древние культурные связи венгров и чувашей позволяют думать об их близком соседстве когда-то [18, с. 198-228].

Факт расселения чувашей в Нижегородском Поволжье установлен давно. Но, как правило, районы этого расселения локализуются в восточной части междуречья Оки и Суры. Тем не менее, о присутствии средневековых чувашей в левобережье Тёши может сказать местная топонимика. Известно, что этноним чуваш образовался от древнего суваз, а тот, в свою очередь, от еще более древнего сувар. Топонимы юго-запада Нижегородской области с этнонимичной основой суваз и сувар – это река Чевар-да, селения Чувар-лей и Савас-лейка.

Вдобавок, во многих местных населенных пунктах существуют микрорайоны с древним неофициальным названием Курмышкоторое в чувашском языке имеет значение «отдельно стоящий двор». А между селами Гремячево и Саконы Кулебакского района известно урочище Чувашево.

Кроме этого, если следовать упомянутой выше методике выявления названий, созданных на антропонимической основе, к таким можно отнести местные топонимы Димара, Леметь, Мурзицы, Унор, Уркат, Шиморское, Шернавка и др., онимичные соответствия которым есть в трудах Магницкого [19, с. 35-101]. Сюда можно причислить и гидронимы Шилекша, Шилокша и Шилокшлей, в основе которых лежит древнебулгарское слово шилек – «чистый, священный» [20, с. 8]. Как антропоним, «Шилка» также зафиксирован у Магницкого [19, с. 95]. Проведенные здесь исследования местной антропонимики также указывают на тюркские корни многих коренных жителей [21, с. 178-200].

Хотя в русских источниках средневековья сувары — сувазы — чуваши в этом регионе нигде не упоминаются, они вполне могут скрываться под этнонимом черемисы («мордва и черемисы что к Мурому потягло»).

Этноним чуваш в русских документах известен только с XVI века, а до этого чувашей на Руси часто называли «татарскими черемисами», или просто черемисами [19, с. 3]. Вдобавок, есть основания полагать, что этноним вяда, упомянутый в «Слове о погибели…», был экзоэтнонимом древних чувашей, не случайно эрзяне называют чувашей «ветьке». Вероятно, «Ватцкая мордва» русских документов, жившая в правобережье Нижней Оки, есть никто иные, как вяда – сувазы – чуваши.

Впоследствии, после присоединения края к России, сувазы-чуваши или ушли на восток, или ассимилировались после христианизации и влились в состав русского населения края.

Дополнительным свидетельством присутствия буртасов и мадьяр в бассейне Тёши могли бы стать археологические раскопки. Оговоримся, что специальных археологических работ в левобережье Нижней и Средней Тёши не проводилось, хотя наличие в прошлом древнего торгового пути, проходившего здесь, говорит о назревшей необходимости таких работ.

Источники и литература

1. Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII в. до конца X в. по Р.Х.). – СПб, 1870.

2. Хвольсон Д.А. Известия о хозарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах… – СПб, 1869.

3. Афанасьев Г.Е. Этническая территория буртасов во второй половине VIII – начале X в. // Советская этнография. – 1984. –№ 4.

4. Флетчер Д. О государстве Русском. – М., 2002.

5. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII-X вв. // Археологические открытия на новостройках. – Вып. 2. – М., 1971.

6. «Слово о погибели Русской земли». – М., 1969.

7. Татищев В.Н. Избранные сочинения. – Л., 1979.

8. Закиев М.З. Этногенез тюрков, булгар, башкир. – Уфа, 2011.

9. Хайретдинов Д.З. Нижние социальные страты в этногенезе нижегородских татар [Электронный ресурс]. – URL: http://www.teoria-practica.ru (дата обращения 6.07.2018).

10. Бартольд В.В. Сочинения. Т. I. – М., 1963.

11. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья // Материалы и исследования по археологии СССР. – М., 1952.

12. Черменский П.Н. Народ буртасы по известиям восточных писателей и данным топонимики // Историческая география России. Вопросы географии. – М., 1970.

13. Никонов В.А. Введение в топонимику. – М., 2011.

14. Круглов Е.В. Памятники авиловского типа и проблема их культурной атрибуции // Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов. – Пенза, 1990.

15. Гераклитов А.А. Арзамасская мордва по писцовым и переписным книгам XVII-XVIIIвеков. – Нижний Новгород, 2013.

16. Бахтиев Ш.З. Буртасы – предки чувашей // Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов. – Пенза, 1990.

17. Поппе Н.Н. Чуваши и их соседи. – Чебоксары, 1927.

18. Алексеев. А.А. Чувашско-венгерские культурные связи //История и культура чувашской АССР. – Вып. 59. – Чебоксары, 1975.

19. Магницкий В.К. Чувашские традиционные имена. – Чебоксары, 2013.

20. Мадуров Д.Ф. Серебряная Булгария. Основные вехи истории. – СПб., 2018.

21. Малышев А.В. Иллюстрация к исследованию этногенеза жителей Нижегородского Поволжья // Карповские чтения. – Вып. 7. – Арзамас, 2017.

Об авторе

Алексей Малышев

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.