К вопросу изучения религиозных взглядов «мордовского пророка» Кузьмы Алексеева.

Аннотация: В статье рассматривается влияние иудаизма на культуру и идеологию народов  Восточной Европы, рассматриваются некоторые аспекты происхождения взглядов Кузьмы Алексеева – лидера религиозного движения возникшего в начале XIX века, среди мордвы-терюхан Нижегородского Поволжья.

Ключевые слова:  Хазары, иудаизм, народы Восточной Европы, Нижегородское Поволжье, мордва-терюхане, Кузьма Алексеев  «пророк мордовской веры».                                                                                                                                  

События, происходившие в Нижегородском уезде Нижегородской губернии, в 1808-1809 гг., когда   среди местной «новокрещеной» мордвы явился «пророк» предвещавший «конец света», до сих пор не получили исчерпывающего объяснения. Главным вопросом остается то, каким образом неграмотный крестьянин создал эсхатологическое учение принизанное библейскими мотивами и, вместе с тем, тесно связанное с традиционной мордовской верой, и почему это учение приобрело такую популярность среди его соплеменников.

Мордва Нижегородского уезда, названа исследователями мордвой — терюханами (терюшевцами) по волостному центру — селу Терюшево, вокруг которого расселялась наиболее плотно. Эта этнографическая группа была анклавом существовавшего когда-то, большого этнического массива мордовских  племен, издревле живших в правобережье Волги. Древняя история нижегородской мордвы не имела своего летописца. Только легенды и скудные записи современников известны нам. Но то, что дошло до нас: фольклор, остатки богатейшей культуры, хозяйственная деятельность (земледелие мордва  знала до прихода славян, а бортничество было мордовской «монополией»), говорят о том, что этот народ  находился на высокой ступени развития. 

Впрочем, не сумев создать устойчивой феодальной государственности, нижегородская мордва рано лишилась национальной независимости, постепенно утратила родной язык, сохранив из своего наследия только преданность своей «мордовской вере», которую пронесла через века, несмотря на давление мусульманства, а затем христианства. Мордовские религиозные воззрения формировались в первых веках нашей эры, и их платформой стали общие для всех финно-угорских народов верования, но именно язычество мордвы, попавшей во второй половине I тысячелетия, в сферу влияния Хазарского каганата, оказалось «пропитанным» влиянием, господствующего в государстве хазар иудаизма.

Хазарское идеологическое влияние на народы Восточной Европы изучено мало, но его присутствие очевидно. Русское государство с центром в Киеве, на первых этапах своего становления находилось в сфере политического и идеологического влияния хазар. В древнем Киеве существовала большая иудейская община, а сам город в ряде средневековых источниках называли Самбатас, т. е. город, где празднуют субботу.[1]  Влияние древнего хазарского иудейства сохранялось в Восточной Европе, проявляясь в самых разных формах. 

Можно вспомнить «ересь жидовствующих», когда в XV веке выходцы из Киева «прельстили» этой ересью новгородских православных священников, которые попав впоследствии в окружение московского великого князя, склонили в ересь многих придворных. «Ересь жидовствующих» была осуждена церковными соборами, но влияние иудейства этим не исчерпалось. Такое явление русской  жизни как «субботники», описанное впервые в сочинениях Дмитрия Ростовского, где он так назвал отщепенцев от церкви «иже субботы постят», возникло, несомненно, под влиянием ветхозаветных традиций хранившихся в андеграунде русской духовной жизни. Митрополит был уверен, что субботники обновили учение новгородских еретиков. Тогда же в трудах И.Т. Посошкова упоминается некая «моисеевщина»,  суть  которой определяется  как  «старозаконие» и «возобновление жидовства».[2]

Характерно, что секта быстро набрала сторонников именно среди жителей Поволжских губерний, и среди кубанских и донских казаков, т.е. на тех территориях где когда-то властвовали хазары. Учение «иудействующих» получило очень широкое распространение среди крестьянства. Особенно сильный размах «иудезация» сельского населения  приобрела в начале XIX века, и была остановлена только жесткими мерами принятыми комитетом министров в 1825 году.[3] Исследователи прослеживают  генетическую связь «иудействующих»  с молоканами, известными с XVIII века. Молокане отдавали предпочтение Ветхому Завету, отвергали духовенство и церковь.

Свое влияние хазарский иудаизм оказал и на верования коренных народов Поволжья. Элементы иудаизма особенно явно прослеживаются в религиозных воззрениях чувашей и мордвы, расселявшихся в древности в самых северных территориях, куда доходило идеологическое влияние Хазарского каганата. Среднее Поволжье почти 200 лет было во власти хазар (VII-IX века), и тогда же окончательно сформировались  языческие верования мордвы,  которые они бережно пронесли через последующие столетия. 

Материнско-родовой строй, обозначение верховного бога как бога-творца, и  такие элементы культовой обрядности как ежегодное празднование весной «Великого дня»,  особое отношение к покойнику, принесение раз в год в жертву козла, объяснимо только влиянием хазарского иудаизма. Известный библейский сюжет о повелении Израилю блюсти «Юбилейный год», который свято соблюдается в иудаизме, имел свое отражение в древних обрядах мордвы. В русских документах XVII века сохранилась запись об общих эрзянских «родительских» молениях, проводившихся в определенных местах, раз в пятьдесят лет.[4] Прослеживается смысловая связь между еврейским «штетл» (городок — идиш), обозначавшим малую общность людей связанных единым образом жизни и многочисленными родственными связями, и названием мордовского родового подсвечника «штатол». 

Мордовский эпос о  легендарном инязоре Тюште, полон ассоциациями с ветхозаветной историей Израиля.[5] Европейские путешественники средневековья также отмечали в верованиях мордвы черты, отличающие их от язычества. Так голландский путешественник и картограф Николаас Витсен, в своем труде «Московское путешествие 1664-1665 гг.» писал: « мордвины… молятся редко, но преимущественно этим занимаются, когда они пьют или когда режут животных, тогда они молятся богу, который создал небо и землю и всё, что там есть. Они благодарят его, что он дает возможность жить. Молятся, что бы у них не было недостатка, что бы он их по окончании этой жизни повел в вечную радостную жизнь». Продолжая рассуждать о религии мордвы Витсен указывал: «Верят в единого бога, создателя всего мира, которому они жертвуют при еде и питье первые куски и глотки, бросая все это к небу». Фиксируя веру мордвы в верховного Бога — творца, он отмечал, что мордвины: «… верят в воскресение через тысячу лет и в превращение их в другие тела». Особенно он отметил отношение мордвы к идолопоклонству: «Они не молятся идолам, но шкуры убитых животных вешают на деревья и перед ними становятся на колени».[6]

Начала единобожия несвойственные языческим верованиям отмечал в мордовской религии  П.И. Мельников-Печерский.[7] Библейские мотивы видны в древних молитвах записанных среди мордвы. В них упоминаются Адам и Ева, «Дом  Давидов».[8] В заговорах, записанных среди жителей тех мест, где расселялась мордва, вместо традиционных обращений к Христу и Деве Марии можно встретить обращения за помощью к царю Давиду и «Дому Давидову».[9] По некоторым текстам мордовского устного народного творчества можно сделать вывод, что мордва  имплицитно отожествляла себя с ветхозаветным Израилем,[10]  но любопытно, что в  XVIII-XIX веках, жители западных российских губерний шумное собрание евреев называли «мордвой».[11]

Археология подтверждает теснейшие связи древней мордвы и хазар. Исследователи О. Зеленцова и И. Ахметов указывают: «На рубеже  VII-VIII вв. часть мордвы заселяет районы среднего течения р. Цны и вступает в тесные взаимодействия с хазарами, становясь их надежным партнером на северо-восточной периферии каганата. Значительное мордовское население фиксируется на среднем течении р. Мокши  и на ее левом притоке р. Вад. Севернее сохраняется крупная мордовская группировка на р. Теше…». Дальше они пишут: «… Следует указать, что тесное взаимодействие с населением каганата подтверждается и находками характерных мордовских женских украшений в салтовских  памятниках Подонья. Видимо, кроме военно-политических, торговых, имели место и матримониальные связи этих сообществ. Можно предположить, что мордовское население на р. Цне и соседних территориях состояло в союзнических отношениях с Хазарским каганатом, прикрывая его северо-восточные границы…».[12]

В связи с вышеизложенным следует полагать, что распространение «иудействования» среди русского крестьянства в зонах тесного контакта с мордвой (Тамбовская, Пензенская, Саратовская губернии) было отнюдь не случайным. 

Переходя непосредственно к событиям связанным с выступлением Кузьмы Алексеева, нужно отметить, что мордва Нижегородского Поволжья мирно и добровольно перешла, в свое время, «под руку» Москвы, однако дальнейшая политика московского правительства, сделала их непримиримыми противниками новой власти. Бунты нижегородской мордвы известны уже в «Смутное время», а впоследствии они были активными участниками Разинщины. Восстания мордвы Терюшевской волости, в 1745 году,[13] и участие в Пугачевском бунте,  показали ее нежелание мириться с «крепостью» и насильственным крещением. О нежелании русифицироваться речи уже не было. Мордва – терюхане к началу XIX века почти все говорили по-русски, и только одно делало их мордвой. Исповедание «мордовской веры». Но уже к началу XIX века, они, в большинстве своем были крещены.

В начале XIX века, в целом завершалась «официальная» христианизация Нижегородского Поволжья. Все больше строилось церквей, все больше мордвы становилось христианами и, следовательно, русскими. Старики где-то еще продолжали хранить свои обычаи и веру, но новое поколение уже меньше интересовалось религией отцов, тем более что насильственная христианизация сменялась просветительской деятельностью, и Закон Божий усваивался вместе с грамотой. В тот момент, когда уходила в прошлое «мордовская вера» и объявился «пророк».

В 1804 году Терюшевская волость отметилась крупными беспорядками. Мордовские крестьяне некоторых деревень волости отказалась убирать помещичий хлеб, и начали свозить его на свои гумна. Только военная команда, посланная из Нижнего Новгорода, смогла навести порядок.[14]  Волнения были подавлены, но вскоре приобрели иной характер. 

Уроженец села Большое Сеськино, 44-летний крещеный мордвин Кузьма Алексеев стал проповедовать завершение вооруженной борьбы против крепостничества, и ожидание скорой ликвидации крепостного права по «Божьему повелению». Эти проповеди получили успех, и вскоре Кузьма уже имел своих учеников, распространявших его учение среди крещеной и некрещеной мордвы Арзамасского, Ардатовского и других уездов Нижегородской губернии. А весной 1808 года с ним случилось событие, изменившее всю его жизнь. Во время молитвы, он услышал свыше указание: «Чтоб молится по-мордовски Богу, и подавать милостыню, так как приходят последние века, и на ключ Рахлейку Божьим судом сойдет дом Давидов… и Давид будет судить по своей старой вере и все веры преклонит под свою веру; а вера оная будет мордовская, и ковши их мордовские, которые хранятся в Нижнем, только и ждут Давидовых законов».[15] Кузьма провозгласил  себя  «Божьим пророком» и стал призывать к возрождению «мордовской веры».

Откровения «мордовского пророка», как и откровения, наверное, любого другого пророка загадочны и туманны. Понять о чем говорил и что проповедовал Кузьма Алексеев, пытались многие. Главным образом  пророчества и действия «мордовского пророка» истолковывались с точки зрения синкретизма языческих верований мордвы и христианской религии, проникавшей в мордовскую среду с XIV века. Ветхозаветные параллели в пророчествах Кузьмы Алексеева, относились исследователями к возможности знакомства «мордовского пророка» с библейскими текстами, которое могло произойти через сближение с членами сект духоборцев и молокан, действовавших в то время на территории Нижегородского Поволжья. Не отрицая этих выводов, мы  хотим обратить  внимание на те моменты в проповедях Кузьмы, которые позволяют оценивать их как попытку  возвращения к древним мордовским верованиям, пропитанным влиянием иудаизма.

Следует понимать, что откровения К. Алексеева известны главным образом из полицейских протоколов, и понятно, что обвиняемый, пытаясь смягчить наказание, опускал наиболее одиозные моменты своих проповедей, где-то притворяясь, а где-то скрывая правду. На допросах утверждалось, что в проповедях упоминались имена православных святых, а в молениях  использовались иконы. Тем не менее, характер откровений пророка говорит об  антихристианской сути учения.  Кузьма  объявил  мордовским  крестьянам, что они не должны принадлежать помещикам, не должны платить оброков, но должны вернуть свои древние обычаи, возродить «мордовскую веру» перед наступлением Божьего суда. Он призывал: «поднять закон бывший до Рождества Христова, закон Авраамов и Давидов, ибо этот закон был их мордовский»,[16]и  говорил: «Все люди будут мордовской веры, и ходить в мордовском платье и тогда будет праведный суд; ударит двенадцать громов, в один раз и будет кончина века, а после того солнце будет ходить на правую руку;  всходить будет там, где оно ныне заходит, для того бы поклонялись они на запад».[17]  Кузьма утверждал, что ему является посланник творца Мельседей, учащий что: «слово «Христос» есть чин; Христос будучи стар, чин сей с себя сложил… и чин сей препоручен другому»,[18] а Дом Давидов сойдет на ручей, близ Большого Сеськино, для чего «надо молится каждую пятницу и воскресенье».[19]

Что за верования нашли свое отражение в проповедях Кузьмы? Несомненно,  здесь слышны эсхатологические мотивы, имевшие тогда  широкое хождение среди «низов» российского общества. Ожидания «конца света» были очень распространены среди крестьян. Ими была наполнена вся крестьянская среда Руси, а старообрядцы уверяли что «антихристовы слуги» уже правят миром. Однако проповеди Кузьмы выбивались из общего ряда именно своим ветхозаветным основанием, которое «пророк», несомненно, обрел в постулатах древней  «мордовской веры». Можно допустить, что «являвшийся»  Кузьме «Мельседей», это не кто иной, как Мельхиседек, ветхозаветный царь-первосвященник, благословивший Авраама, родоначальника иудеев. Мельхиседек один из самых загадочных и таинственных персонажей Библии, и одна из самых почитаемых персон, как в иудаизме, так и в христианстве. В своем послании апостол Павел  говорил: «Ты иерей по чину Мельхиседекову», полагая, что свой чин первосвященника Христос получил от самого Мельхиседека.[20] Чин врученный Христу Мелхиседеком, по мнению Кузьмы, отменялся, прекращал свое действие. Моления по пятницам подобно молениям перед «днем покоя», и воскресные моления, начинавшиеся в субботу с заходом солнца, тоже не выглядят как подражания или заимствования из христианства. 

«Дом Давидов» — это, безусловно, династия библейских царей Израиля, основателем которой был царь Давид. «Дом Давидов» — Род Давида имеет ключевое значение для библейской истории. К. Алексеев в своих откровениях, «Дом Давидов» вероятно,  противопоставлял «Дому Пресвятой Богородицы» — символическому названию всей совокупности восточного православия, известному с глубокой древности. В данном случае «Дом Давида» есть название  библейской династии царей-первосвященников, в противовес Христу – в своем земном воплощении сыну Девы Марии («выходцу» из «Дома Пресвятой Богородицы»). Неслучайно нигде в своих проповедях К. Алексеев ни разу не упоминал о пришествии Иисуса Христа, несмотря на весь их эсхатологический характер.

Кузьма, в своих откровениях, призывал молиться на запад. Это позволило некоторым авторам предположить, что пророк ожидал пришествия Наполеона Бонапарта, который в это время одержал ряд блестящих побед в Западной Европе, сопровождавшихся отменой крепостного права. Мордва, очень страдавшая от крепостничества, надеялась получить свободу после наполеоновской победы над русскими крепостниками, и это нашло свое отражение в проповедях «святого». Но здесь любопытен вот какой аспект. Проповеди Кузьмы носили эсхатологический характер, предвещали близкий конец света, а в ближневосточных представлениях связанных  с этим событием, говорится, что мир перевернется, что запад перейдет на восток, и солнце соответственно будет всходить на западе ставшим востоком. Подобная идея наличествует в мусульманской Сунне. И эту идею перевернутого мира, Кузьма мог почерпнуть из ближневосточного наследия мордовской веры.     

Упоминание ритуальных  ковшей, изъятых, но не уничтоженных (по мнению Кузьмы) православным духовенством, также наталкивает на параллели с  некоторыми обрядами иудаизма. При этом следует знать, что у мордвы были изготовлены новые ритуальные ковши, но, тем не менее, Кузьма предсказывал возврат ковшей старых, видимо имевших значение святынь. 

Эти библейские параллели в проповедях «Мордовского пророка», вместе с другими приведенными в статье аналогиями, ни в коем случае не могут быть случайными совпадениями. Наоборот они позволяют сделать вывод не только о том, что языческая религия мордвы складывалась под влиянием древнейшей монотеистической религии мира, но и о том, что вплоть до XIX века в мордовской среде были живы отголоски этого влияния. Причем не просто живы, но судя по проповедям «пророка» осмысленны в противопоставлении навязываемой мордве государственной религии. Недаром этим делом интересовался сам Александр I, а «Кузька-Бог» понес  жестокое наказание.

Источники 

  1. Акты Московского государства. СПб., 1890-1901. Т. 1
  2. Устное Поэтическое Творчество Мордовского Народа. Саранск., 1963. Т. 1.
  3. Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. М., 1998. 
  4. Новый Завет. Послание к Евреям. М., 2002.

Литература

  1. Абрамов В.К. Терюшевский пророк. https://journals.openedition.org/efo/5223 (дата обращения 5.12.18).
  2. Архипов А.А. Об одном древнем названии Киева.// Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М., 2002.
  3. Ахметов И.Р., Зеленцова О.В. Мордва в эпоху Ибн Фадлана / Материалы круглого стола, посвященного книге Ибн Фадлана, его эпохе и археологическим коллекциям./ Сборник статей.  Казань 2016. 
  4. Бессонов И.А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. СПб. «Алетейя», 2015. С. 25
  5. Витсен Н. Путешествие в Московию 1664-1665 гг. [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=y6H1pKBfDcFYSIq..  (дата обращения  5.12.18).
  6. Захаркина А.Б. Восстание мордвы Терюшевской волости Нижегородской уезда в 1743-1745гг. // Записки 15. Саранск, 1952.
  7. Карабельников Д.С. Похороните меня стоя.  [Электронный ресурс] URL: https://www.google/ru/amp/nn.mk.ru/amp/articles/2015/06/05/pokhoronite-menya-stoya/html (дата обращения 5.12.18)
  8. Носович И.И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. 
  9. Хижая Т.И. Субботники. // Евреи в России. М., 2015. 

Хижая Т.И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в.  // Журнал «Религиоведение». № 1. 2007.


[1] Архипов А.А. Об одном древнем названии Киева.//Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М., 2002. С. 30.

[2] Хижая Т.И. Субботники. Евреи в России. М., 2015. С. 189. 

[3] Хижая Т.И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в.// Религиоведение. 2007.  № 1. С. 51. 

[4] Акты Московского государства. СПб., 1890-1901.  Т. 1, № 264. С. 296.

[5] Устное Поэтическое Творчество Мордовского Народа. Т.1. Саранск.,  1963. С. 247-262. 

[6][Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=y6H1pKBfDcFYSIq..  (дата обращения  5.12.18).

[7] Мельников-Печерский П.Н. Очерки Мордвы. ПСС Т. VII. СПб., 1909. С. 431-432.

 [8][Электронный ресурс] URL: https://www.google/ru/amp/nn.mk.ru/amp/articles/2015/06/05/pokhoronite-menya-stoya/html (дата обращения 5.12.18).

 [9] Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. М., 1998. С. 278.

 [10] Устное Поэтическое Творчество Мордовского Народа. Т. 1. Саранск., 1963. С. 301.

 [11] Носович И.И. Словарь белорусского наречия. СПб. 1870. С. 289. 

[12] Ахметов И.Р., Зеленцова О.В. Мордва в эпоху Ибн Фадлана / Материалы круглого стола, посвященного книге Ибн Фадлана, его эпохе и археологическим коллекциям. Сборник статей. Институт истории им Ш. Марджани АН РТ. Казань. 2016. С. 17-27.  

[13] Захаркина А.Б. Восстание мордвы Терюшевской волости Нижегородской уезда в 1743-1745гг. // Записки 15. Саранск. 1952. С. 155-170

[14] Абрамов В.К. Терюшевский пророк.  https://journals.openedition.org/efo/5223  (дата обращения 5.12.18).

[15] Бессонов И.А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. СПб., 2015. С. 25.

[16]Бессонов И.А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. СПб., 2015. С. 38.

[17]Бессонов И.А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. СПб., 2015. С.25  

[18] Бессонов И.А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. СПб., 2015. С. 45.

[19]Бессонов И.А. Эсхатологическое движение Кузьмы Алексеева. СПб., 2015. С. 71.

[20] Новый Завет. Послание к Евреям. М., 2002. С. 634.

Об авторе

Алексей Малышев

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.