К ИСТОРИИ СЕЛА ТУРКУШИ АРДАТОВСКОГО РАЙОНА И СУЩЕСТВОВАВШЕГО В НЕМ ОБЫЧАЯ «УРОЗА».

Аннотация: Статья посвящена некоторым аспектам истории села Туркуши Ардатовского района Нижегородской области, и происхождению этого топонима. Так же описывается бытовавший в Туркушах сельскохозяйственный обычай Уроза, даются версии происхождения его названия. 

Ключевые слова: Юго-запад Нижегородского края, село Туркуши, топонимика, этническая история, сельскохозяйственный обычай Уроза.

Данная работа посвящена происхождению топонима Туркуши, и описанию одного малоизвестного сельского обряда бытовавшего до недавнего времени в селе Туркуши Ардатовского района Нижегородской области. Селение впервые упоминается в источниках в 1649 году, под названием деревня Туркуша [1, с. 309]. В 1710 году, в Туркуше строится церковь в честь Архангела Михаила, после чего она  становится селом и получает еще одно название – Архангельское [1, с. 310]. В XVII-XVIII вв. это была очень распространенная практика в Среднем Поволжье, когда нерусское название селения изменялось в документах по именованию построенной в нем  церкви. Например, Ардатов назывался село Знаменское, Саконы — селоНикольское,  крупное мордовское село Кузятово назвали Вознесенским, а Туркуша получила  название Архангельское

Новые названия плохо приживались среди местного населения, являвшегося в большинстве своем потомками угро-финнов. Поэтому многие селения сохранили свои древние имена. Например, Ардатов так и остался Ардатовым, а вот Кузятово, например, стало селом Вознесенским (ныне райцентр). Туркуша тоже сохранилась в первозданном виде, сменилось только окончание, по роду названия – село Туркуши. 

Туркуши расположены на древнейшем тракте региона, который активно  использовался в Российской империи еще и в XIX в. Дорога из Мурома в Саров и  Темников, через Кулебаки — Теплово — Туркуши – Измайловку — Леметь — Ардатов, была «столбовой», и именно по ней, например, ехал А. С. Пушкин в Болдино, и по ней шел Святой Серафим Саровский, на богомолье в Муром.

Среди местных жителей название села, согласно «народной» этимологии, трактуется от прозвища туркаш (турок, принадлежащий турку). Якобы, когда-то, владелец села проиграл его в карты  соседу-помещику, в сердцах назвал того «злым турком». Соответственно и проигранных крестьян  стали звать туркаши. Конечно это народная, мнимая этимология, но свойственна она, как мы увидим в дальнейшем, не только русскому языку.

Название действительно своеобразное, и для русского уха звучит непривычно. Очевидно поэтому М. Пестов, составлявший во второй половине XIX века описание Ардатовского уезда, куда входили Туркуши, нигде ни словом не обмолвился об этом селе. Зато во многих местах он приводил сведения о никогда не существовавшем в уезде селе Турманки, при этом упоминает в нем плотницкий промысел характерный именно среди жителей Туркуш. Можно думать, что чиновник просто не смог правильно прочитать неразборчиво написанное от руки необычное название и транскрибировал его, как село Турманки [2, с. 74-75, с. 78]. А плотницкий промысел действительно имел в селе очень серьезное развитие, и о бригадах туркушских плотников говорилось в специальной литературе [3, с. 424].

Между тем, этимология названия Туркуши имеет мордовское происхождение. Именно мордве свойственно создавать топонимы с формантами –кужо («поляна»). Сомнения вызывает первая часть топонима. В современных мордовских языках такого слова не обнаруживается, и здесь вступает в дело мордовская «народная» этимология.

Исследователи справедливо делят название на формант –кужо (поляна) и апеллятив тур,и производят этот «тур» от похожих по звучанию мордовских слов, выискивая глубинный смысл в полученных словосочетаниях. Мордовское тарка (укромное место) или турема (драка) звучат похоже, и отсюда предположение что Туркуши это «укромная поляна», или «поляна для драк» [4]. Кроме того в областях правобережья Средней Оки, в старину заселенных родственной мордве мещерой, краеведами зафиксировано слово «тур» означающее «меч», которому информанты приписывают мордовское происхождение [5]. Отсюда толкование названия Туркуши как «Поляна меча», т.е. опять осмысляемое как «место битвы».

 Н. Морохин, выводит название Туркуши от эрзянского «турк» — «поперек»  или «тур» — «ловушка для птиц» и «кужо» — «поляна» [6, с. 438]. То есть, подбирает похожие по звучанию слова и подгоняет под них смысл названия.

Но если говорить о происхождении топонима, то нельзя исключать, что средневековая мордва, заселяя эти места, использовала названия из уже сложившейся здесь «домордовской» топонимии. Можно допустить, что в названии скрыто древнетюркское «тур» — «стоять, жить, обитать», и связанное с этим тюркское «тура» — «город, крепость» [7, с. 565-567]. Дело в том, что, как уже говорилось выше,  селение располагалось на древнем тракте соединявшим Муром и Темников, и вполне могло существовать как некий форпост тюрков на пути из Руси в Орду.

Следует добавить, что в чувашском языке слово тур сохранилось как обозначение подъема: «тури» — «вверх» [8, с. 25, с. 79]. Селение расположено в трех километрах от места впадения в Тёшу реки Леметь, и как раз от устья Лемети дорога поворачивает и следует вдоль её левого берега. Здесь «тури» («вверх») могло служить обозначением направления пути вверх от устья реки Лемети по её течению. Данная версия отсылает возникновение названия к волжским булгарам, язык которых был родственен чувашскому.

Мордвины, заселившие впоследствии обжитое место уже добавили к имеющемуся названию свой топоформант «кужо» — «поляна».

Если говорить о ближайших к Туркушам реках, то их названия также нельзя толковать однозначно. Название реки Теша, в которую впадает Леметь, не имеет объяснений в мордовских языках, за исключением попытки П.И. Мельникова связать его с именем легендарного мордовского вождя [9, с. 410]. Что касается Лемети, то Н. Морохин допускал, что это название связано с мордовским словом лемзер (черемуха) оттого, что по берегам много черемухи [6, с. 196]. Действительно, в Поволжье есть  похожие  гидронимы (Лемзьер, Лемзяйка, Лемдер), однако нельзя сказать, что берега Лемети прямо-таки утопают в черемухе. Скорее здесь мы опять видим подходящее по звучанию слово из мордовских языков, и в таком случае, вполне может подойти эллиптированное в русских говорах эрзянское «лемтеметь» — «безымянный». Но если допустить, что мордва восприняла название реки от неких жителей уже освоивших её берега, то найдется и другое объяснение названию Леметь. 

В Башкирии существует река Лемеза названная по имени родового подразделения лямеэс, в составе угорского племени мэн, вошедшего в башкирский этнос. Может быть, здесь разгадка древнего топонима, и башкирское племя лямеэс,  жившее когда-то в Волжско-Окско-Сурском междуречье, дало свое имя реке.

 Проживание башкир в данном регионе в Средние века могло быть обусловлено тем, что, начиная с XII века, он входил в состав Золотой Орды. Исследователи говорят о том, что значительная часть нынешней Нижегородской области, начиная от линии Навашино-Кулебаки-Арзамас, входила в улус Мохши [10, с. 314]. Следовательно, границы улуса проходили по реке Тёша, и для охраны этих границ золотоордынские правители вполне могли поселить здесь некое подразделение степняков-башкиров, обосновавшихся на жительство.

Их присутствие подтверждается источниками. В 1539 году в грамоте Ивана Грозного данной князю Кугушеву говориться о дарованном ему праве  «…татар и тарханов и башкирцев и можерян которые живут в Темникове судить и ведать по старине…» [11, с. 36-37], а именно в Темников вела дорога, проходящая через Туркуши. При этом нельзя игнорировать тот факт, что в списке жителей деревни Туркуши датированном XVII в. есть человек по имени Федька Фомин сын Башкир [1, с. 310].

Село исторически делится на три части. Центральная часть называется Середка, северная часть Морозовка, а южная часть называется Курмыш. Название Курмыш, чрезвычайно широко представлено в Среднем Поволжье, в виде небольших поселков или отдельных частей села, и в связи с вышесказанным следует добавить, что Э. Мурзаев допускал происхождение этого названия от тюркского глагола «кур» – «строить» [8, с. 319], что опять отсылает нас к тюркам.

В Туркушах до недавнего времени существовал любопытный сельскохозяйственный обычай. Суть его в том, что в лесистом краю, где находятся Туркуши, было очень мало угодий для сенокоса. Большая часть полезных земель была занята под пашню, и заготовку сена жители вели главным образом по поймам, опушкам, и небольшим лесным пустошам. Разумеется, этих «угодий» на всех не хватало, в связи с чем родился обычай занимать эти «угодья» в явочном порядке. То есть, в заранее определенный день каждый домовладелец должен был встать как можно раньше и «закосить» как больше участков с травой. Закосить – значить скосить небольшой участок сенокосного угодья, тем самым обозначив, что данный участок занят («закошен»). По существовавшему общественному договору такой участок никто другой из односельчан занять не смел. Таким образом, чем больше участков удавалось «закосить», тем больше сена мог заготовить наиболее поворотливый туркашанин.

Данный обычай бытовал в селе до самого начала XXI века, и сошел на нет, в связи с уменьшением поголовья скота на селе, и назывался он Уроза. При этом следует заметить, что у соседей ничего подобного не было, и при распределении сенокосных угодий метался «жербий» (жребий). К необычному названию обычая мы и хотим привлечь внимание исследователей.

Принимая во внимание то, что русскоязычное население села Туркуши имеет значительный финно-угорский субстрат, о чем говорят такие уличные фамилии сельчан как Кулдаев, Малявин, Панай, Панок, Понин, Гурёв и др., можно допустить, что в данном названии скрыто мордовское «уроз» – «сирота». Оно имеет и смысловое наполнение в случае практических целей практикуемого обычая – занятия ничьих (осиротевших) участков с травой.

Однако, учитывая высказанные выше аспекты возможного тюркского прошлого села можно допустить и другое толкование названия данного обычая. Повторим, что село стоит на старинном торговом пути, ведшем из Мурома в бассейн Цны и Мокши. Учитывая приведенные выше данные о золотоордынском прошлом края нельзя исключать, что на этом пути селились и представители тюркских этносов Поволжья. В таком случае можно допустить, что это название осталось от тюркских предков.

Дело в том, что начало сенокоса здесь приходится на  конец июня — начало июля. И именно на  это время иногда выпадает празднование мусульманского  праздника Ураза-Байрам(окончание Рамадана). Возможно, в названии хранится память о древнем «исламском» прошлом края.

Таким образом, в названии Уроза можно увидеть как следы угро-финского, мордовского происхождения жителей Туркуш, так и не менее древние тюркские. Данный факт еще раз указывает на многокомпонентный этногенез современного русского населения Юго-Запада Нижегородской области, включающий представителей самых разных этносов. 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Базаев А. В. История сёл и деревень Ардатовского района. Арзамас, 2015. С. 309, 310.

2. Пестов М. Н. Описание Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Н. Новгород, 1869. С. 74-75, 78.

3. Хорев Б.С., Рогов Н.А. О путях развития бывших «кустарных» промыслов (на примере Горьковской области) // Известия Всесоюзного Географического общества, 1962. Т. 94. Вып. 5. С. 424.

4. Из беседы с краеведом В. Архиповым (Подольск МО) состоявшейся 12.02.2017. Запись беседы храниться в личном архиве автора.

5. Из беседы с этнографом А.Н. Гавриловым (методист Шиловского районного краеведческого музея) состоявшейся 28.07.2020. Запись беседы хранится в личном архиве автора.

6. Морохин Н.В., Арзамазов А.А. Наши реки, города и сёла. Н. Новгород, 2014. С. 438.

7. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984. С. 319, 565-567.

8. Нестеров В.А. Над картой Чувашии. Чебоксары. 2017. С. 25, 79.

9. Мельников-Печерский П. И. ПСС. Очерки мордвы. СПб., 1909. T. VII. С. 410.

10. Белорыбкин Г. Н. Улус Мохши // Ислам в центрально-европейской части России. Энц. сл. М., 2009. С. 314.

11. Еникеев С.Х. Очерк истории татарского дворянства. Уфа, 1999. С. 36-37.

Об авторе

Алексей Малышев

Просмотреть все сообщения

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.