Выксунский ЕДИНОРОГ

В 2017 году был официально утвержден новый герб городского округа Выксы. Несомненно, такая необходимость назрела давно, так как герб советских времен был просто набором, скажем откровенно, морально устаревших символов (шестеренки, колосья, молоты и пр.), которыми в те времена украшались гербы практически всех городов Советского Союза. 

На новый выксунский герб фантастический зверь единорог сошел с герба известных российских промышленников Баташевых, и новое прочтение вызвало неоднозначную реакцию горожан и особенно культурного сообщества Выксы. Претензии были как к деталям нового герба, так и к самому гербу в целом.

Целый ряд городских культуртрегеров высказывал мнение о том, что старый герб полностью отражал историю Выксы и её богатства, а в новом нет ничего кроме абстракции. Самые недовольные стояли на той позиции, что город «потерял своё лицо». Ведь Выкса – это, прежде всего металлургия, а от металлургии в новом прочтении городского герба осталась лишь отсылка к основателям выксунских заводов. 

Всё новое, так или иначе, вызывает неприятие, и людей занявших позицию противоположную воле городских властей понять можно, но новый герб Выксы – узаконенный факт, хотим мы этого или нет. Сейчас, в прошествие нескольких лет, когда страсти улеглись, можно поподробнее рассмотреть, что значит новый герб в истории города, и что означает геральдический единорог в связи с историческим прошлым и будущим Выксы. 

Баташевы, безусловно, сыграли очень важную роль в истории города, и в целом выксунского края. Их энергия, предприимчивость и целеустремленность способствовали становлению в самой глуши лесного правобережья Нижней Оки настоящего города, прославившегося не только в Российской империи, но и за рубежами оной. Сами Баташевы – наследники тульского купца И.Т. Баташева, начинавшего приказчиком у знаменитых Демидовых, были, что называется «новоиспеченными» дворянами. Разбогатев, наследники Ивана Тимофеевича столкнулись с той проблемой, что, не будучи дворянами, они не могли покупать крепостных крестьян, которых для работы на заводах требовалось все больше. Вот  тогда в архивах и «нашлись» документы о предке-помещике и дворянство не заставило себя ждать. Пожалованное императрицей Екатериной Великой  Баташевым в 1783 году, оно было оформлено как восстановление утраченных дворянских прав.

 Само собой, где дворянство там и герб, и очень любопытно, почему новоявленные дворяне Баташевы остановились на единорогах, коих как известно на их гербе два. 

В Средние века единорог в европейской геральдике использовался редко. Распространение он получил только к XVI столетию. При этом изображался чаще в статичном состоянии, и бегущим его на гербах встретить можно нечасто. Отдельно следует отметить, что гербовый знак единорога присваивался не только дворянам, но иногда давался умелому мастеру или торговой компании за очень высокое качество товара. Например, единорога на гербе были удостоены знаменитые финансисты Ротшильды. 

И если пример с Ротшильдами выглядит «натяжкой», то вот, например, владельцы металлургических заводов Пермского края графы  Шуваловы, свои изделия метили гербом с изображением единорога. Да и на шуваловском гербе был изображен единорог, «перекочевавший» оттуда на герб города Лысьва Пермского края. Возможно, с этим обстоятельством и можно связать появление единорога на гербе Баташевых, чья продукция отличалась довольно хорошим качеством. Но, надо сказать, что мы ничего толком о самих братьях Баташевых не знаем.

С их деятельностью связаны удивительные легенды, пожалуй, даже более фантастичные, чем легенды об уральских промышленниках Демидовых. И важно, что история Баташевых описанная и местными краеведами, и профессиональными историками, начиная еще с XIX века, так и осталась историей «легендарной», «мифологической». Будем честны — на сегодняшний день мы не имеем ни одного по-настоящему автобиографичного исследования жизни Ивана Родионовича (1732-1821) и Андрея Родионовича (1740-1799) Баташевых.

Общим местом является то, что в конце 50-х годов XVIII века, купцы братья Баташевы, после решения Берг-коллегии о закрытии нескольких своих заводов под Тулой, перебираются поближе к Оке, и начинают здесь новый «бизнес». В 70-х годах XVIII века по ходатайству Потемкина и с благоволения Екатерины Великой, братья получают в беспрепятственное владение значительные территории в Нижнем Поочье, после чего делят владения. Андрей Родионович берет под покровительство железноделательный завод в городе Гусь с его округой, а Иван Родионович получает восточный удел за Окой.

В легендах о братьях личность Андрея Баташева напоминает валашского воеводу Влада Цепеша «Дракулу», или «Синюю бороду» — маршала Жиля де Ре. По-другому выглядит в этой мифологии Иван, ставший прототипом целого ряда литературных персонажей, начиная от пушкинских Дубровского и Троекурова и заканчивая мельниковским старообрядцем Поташевым. Мифам,  связанным с Баташевыми способствовало то, что путь братьев к успеху наполнен  тайнами и загадками, и символы герба могут кое-что прояснить в этих загадках. 

Современный исследователь Олег Фомин убежден, что Баташевы, всеми правдами и не правдами «восстановившие» дворянство, не зря поместили на своем гербе единорога. Это объясняется их связями с масонством, в котором единорог  олицетворял определенные идеи. Неслучайно, Павел I, как известно не любивший своей матушки и всех к кому она благоволила, с Баташевыми сблизился. Павел I  потакал масонам, и возможно причиной его приятельства с Баташевыми были контакты по масонской линии.  

Впрочем, были Баташевы связаны с масонами или нет, к нашему очерку имеет опосредованное отношение. Ведь единорог с родового герба промышленников «перекочевал» на герб городской, и для нас важно, что он несет Выксе. Известно, что человеческим трудом проклятая земля превращается в цветущий сад, и чтобы не значил единорог для Баташевых, в своей новой ипостаси он непременно получает новое смысловое наполнение. А предпосылки к такому наполнению самые серьезные. 

Начать следует с того, что в XV-XVI веках на Русь с Запада «пришли»  астрологические сведения о том, что зодиакальный знак Козерога и его главная планета Сатурн «правят» территориями Руси, Новгородской республики и Великого княжества Литовского вместе с землями Украины и Белоруссии. Говоря иными словами, Козерог и Сатурн были своеобразными символами магического родства этих территорий, своего рода выразителями их имперского единства.

Но на Руси знак Козерога первоначально изображался в виде единорога. Это зафиксировано в Изборнике Святослава 1073 года, где зодиакальный знак Козерога имеет облик единорога. Отождествление единорога со знаком Козерога существовало на Руси до XVII века включительно, и этот Козерог-единорог, очевидно еще при дедушке Ивана Грозного – Иване III, стал символом идеи единства русских земель, обусловленного общим астрологическим «управителем» Козерогом. Именно поэтому на наградной монете («корабельнике») Ивана III были изображены единороги, а сам Иван III на ней же назван «государем всея Руси». Знак Козерога (в виде единорога) на «корабельнике» как бы дублировал этот титул, подтверждая его обоснованность сакральным, астрологическим образом. Можно сказать, что при Иване IIIединороги стали играть роль духовного покровителя объединяемой Рюриковичами Руси. 

При его внуке – Иване IV, по-настоящему начавшем имперское строительство будущей России статус единорога как государственной эмблемы возвысился. Иван Грозный, чтобы «легитимировать» свои территориальные притязания, утвердил в качестве идеологемы легенду о том, что династия Рюриковичей ведет своё начало от римского императора Августа, на монетах которого как раз и был изображен козерог в виде козла с рыбьим хвостом.  

Иван Грозный — один из самых образованных людей своего времени, оратор и книголюб, обладавший богословской эрудицией (им написан стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, и под псевдонимом Парфентия Уродивого канон Архангелу Михаилу), проявлял неподдельный интерес к астрологии. Он отлично знал, что означает знак козерога-единорога в сакральной судьбе России. 

Грозный имел исследовательский опыт в магии, не случайно Курбский упрекал его в том, что он выписывает из-за границы волхвов, которые прорицают ему о добрых и злых днях. Грозный царь, наблюдая комету, предрек дату своей смерти, и умер в день им предсказанный. Без сомнения, он, как и его дед Иван III, знал, что знак козерога в виде единорога является, своего рода тотемом создания будущей империи. 

Современник Грозного — англичанин  Джером Горсей писал, что царь показывал ему в своей сокровищнице жезл, сделанный из рога единорога. Печатью с единорогом Иван Грозный отмечал свою переписку. С 1562 года единорог изображался на груди двуглавого орла, то есть появился там ещё до Георгия Победоносца. Официальное «возвышение» единорога при Иване III и последующее при Иване IV его утверждение в качестве равноправной двуглавому орлу эмблеме, не могло нравиться официальной церкви, так как он все-таки был «языческим» зодиакальным знаком козерога. Церковь ведала делами связанными с идеологией, и введение такой эмблемы было обречено на неудачу. И хотя единорог был изображен на больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, а вместе со львом на знамени Ермака, покорявшего Сибирь и на спинке трона Грозного царя, а также на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворца, но дальше этого «дело не пошло». 

Применительно же к нашему повествованию отметим, что по-настоящему начало строительству Русской империи было положено Иваном Грозным, и ознаменовалось оно присоединением к Московскому государству Казанского царства. А присоединение это случилось после четвертого похода на Казань, и самым первым шагом Грозного царя в этом походе стало его вступление на будущую выксунскую землю. Таким образом, единорог на гербе Выксы имеет глубокую символическую связь с началом строительства Российской империи, и можно сказать, что сами звезды «привели» фантастического зверя на Выксунский герб.

Еще одним важным на наш взгляд аспектом, который отражает своеобразное предопределение появления единорога на выксунском гербе, является его символизация в Христианстве. Не зря выше мы писали, что изображение единорога  практически не использовали в ранней западной геральдике, считая, что единорог не должен быть запятнан помещением его на щит или герб. Значительно позже изображение единорога, как исключение, стали использовать, чтобы указать на непорочность и чистоту рода. 

Хотя в средневековом искусстве образ единорога встречался очень часто. Легенды гласили, что обычный охотник никогда не поймает единорога и зверь, в случае угрозы его поимки предпочитает гибель, но взять его можно «если подвести к нему непорочную деву», к которой он бросается, чтобы «прильнуть к её сосцам». В сочинениях христианских писателей единорога упоминали как символ Благовещения и воплощения духа Христа, рожденного Девой. Средневековые бестиарии писали, что: «Господь наш Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы». То есть здесь единорог — это Святой Дух. В средневековой христианской культуре единорог олицетворял Иисуса Христа, был его символом, при этом существовала неразрывная духовная связь символики единорога с Девой Марией. И очень важно то, что выксунский край находится в непосредственной близости к Четвертому уделу Пресвятой Богородицы на земле – одной из главных православных святынь – Дивному Дивееву. В данном контексте выксунский единорог как бы символизирует собой для путешественника и паломника то, что он входит в землю, отмеченную самой Девой Марией. Сакральная святость этих территорий не может быть подвергнута сомнению, и изображение на гербе единорога как символа Христа говорит само за себя. 

Символы имеют очень большое значение, как в жизни отдельного человека, так и в жизни города и в жизни страны. Перефразируя известное мультяшное изречение, скажем, что:  «какой символ вы изберёте, так дело и пойдёт». Выкса, в отличие от многих небольших провинциальных городов развивается динамично, и видится, во всяком случае, для гостя, каковым является автор статьи, городом «с будущим». Безусловно, единорог на выксунском гербе аккумулируя старые и обретая новые смыслы, сыграет самую положительную роль в строительстве этого Будущего. 

При написании статьи были использованы материалы с сайтов: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Герб_Лысьвы

https://www.astree.org/forum/index.php?/topic/207-edinorog—simvol-edinstva-i-dukhovnoi-vlasti-ro/

https://taynikrus.ru/zagadki-istorii/edinorog-kak-simvol-rossii-chast-i/

и из книги О. Фомина Священная Артания. М., 2005. 432 с.

«корабельник» Ивана III  с изображением единорогов (Википедия)
  печать Ивана Грозного (Википедия)
Знамя Ермака (Википедия)
Единорог – символ Христа

Об авторе

Алексей Малышев

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.