ИВАН ГРОЗНЫЙ В ИСТОРИИ КУЛЕБАК

В 2022 году исполняется 90 лет со дня придания поселению Кулебаки статуса города. Данный юбилей совпал с другой важной датой — 470−летием похода Ивана Грозного на Казань. Маршрут победоносного похода русской армии пролегал через местность, где впоследствии расположилось поселение, а с Иваном Грозным связана легенда сыгравшая свою роль через столетия, как раз в событиях послуживших к становлению Кулебак как города.

 Последний поход Ивана IV был одним из главных событий в древней истории Кулебакского края. Царские отряды, следовавшие по древнему маршруту соединявшему Муром со Средней Волгой, не могли миновать речку Кульбаку. В записях исследователей, собиравших народные предания, говорится, что войско Ивана IV не доходя нескольких верст до места, где теперь расположен город, столкнулось с препятствием в виде болота, которое царь велел «пересыпать», после чего это болото среди местных жителей стало известно под названием Пересыпное.[1]

После присоединения Волго-Окско-Сурского междуречья к Московскому государству местные топонимы стали фиксироваться в русских документах. Речка Кульбака впервые упомянута в XVII в. По речке получила свое название и деревня известная по документам того же столетия, и уже в следующем веке отмеченная как поселение бортников и «новокрещенов».[2]

Небольшая деревенька, безусловно, не осталась бы никому не известным селением. Ее местонахождение на одной из главных сухопутных артерий Русской державы делало Кулебаки известным транзитным пунктом. И, в этом смысле, Иван Грозный был только первым великим русским деятелем, который переправился через Кульбаку и поднялся на знаменитую в городе Рыночную гору. Через деревню проходил и великий русский полководец Александр Суворов, и великий русский поэт Александр Пушкин и великий русский святой Серафим Саровский. Через Кулебаки провезли однажды клетку с бунтовщиком Емельяном Пугачевым. Сотни лет купцы, воины, монахи, писатели,  путешественники, ссыльные, каторжники, просто бродяги, подымались на Рыночную гору, и, несомненно, задумывались, что бы значило это древнее название – Кулебаки.   

Но городом Кулебаки стали благодаря залежам болотной руды в окрестностях. Во второй половине XIX века здесь было организовано железноделательноепроизводство. Со временем поселение превратилось в развитый город со всей необходимой инфраструктурой. Именно с возникновением кулебакской металлургии и связана история о некоем даре царя Ивана IV местным жителям.

Дело в том, следовавшая в 1552 году на Казань армия царя остро нуждалась в проводниках, ведь воинов переправившихся через Оку окружали густые Выксунские и Салавирские леса бывшие продолжением знаменитых Муромских лесов. Огромное войско, состоявшее из многих отрядов, двигалось достаточно широким фронтом, используя не только главное направление вдоль левого берега Тёши, но и все попутные дороги и тропы, по которым осуществлялось снабжение, инженерное сопровождение и разведка, необходимые для движения большой массы пехоты конницы и обоза. Были задействованы все возможные попутные направления, и тут были нужны проводники. Такими проводниками стали местные жители, бортники и охотники, хорошо знавшие местные леса.

Народная память сохранила имена этих проводников. В записанной П. Мельниковым легенде говорится, что проводниками русских отрядов были мордвины Ардатка, Кужендей и Торш. За свою службу они получили «дачи», в которых основали деревни  Ардатова, Кужендеева и Тоторшево.[3] Выксунский писатель Н. Ключарев в своем романе «Работные люди» привел «выксунскую» версию этого предания, услышанную  им, вероятно, в родных краях. Согласно ей были четыре местных татарина: Ардатка, Тоторша, Кужендей и Ризадей, которые провели царские полки до «самой степи».[4] Н. Миролюбов в качестве проводников упоминает мордвина Калейку, мордвинов Ардатку и Ичалку, а также мордвина Ивашку Кильдяева по прозвищу Гольцо.[5]

Предания об И. Кильдяеве находят свое подтверждение в документах. «Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских» хранит текст жалованной грамоты от 8 марта 1564 г. этому самому Ивашке Кильдяеву, гласящий:« …Государь-Царь и Великий Князь Иван Васильевич …служивого своего мордвина Ивашку Кильдяева, он же по ево, цареву слову наречен Дружина, и его, Ивашку, пожаловал вотчинами, лесами с бортными угодьями, и со звериною ловлею, и со бобровыми станами, и водяными угодьями, и с рыбною ловлею, которые в ево дачах имеются, воды от Протомоища вверх по Оке до устья реки Железницы, за великую ево, Ивашкину службу».[6] Согласно сообщению Н. Миролюбова хранилась эта жалованная грамота в селе Выксунского завода.[7]

Из документа видно, что проводники щедро награждались земельными владениями. Это подтверждают и предания. За помощь царь платил «вотчинами, лесами с бортными угодьями, сенными покосами, водяными угодьями» и другими «дачами». Пожалованные становились крупными землевладельцами, при этом земли отдавались им в «вечное потомственное владение». Такие дары подтверждались  письменной грамотой называемой «царской крепью».[8] В Ардатовском уезде, к которому принадлежали раньше Кулебаки, наиболее яркими воспоминаниями об этом являются народный сказ о мужике Калейке, кстати, записанный в окрестностях Шилокши,[9] а также быль об упомянутом выше мордвине И. Кильдяеве «Гольце», потомки которого звались Гольцовыми. Они получили от царя щедрое пожалование в виде многих десятин лесных угодий.[10]

Таким образом, по пути армии Ивана Грозного складывалась прослойка туземных землевладельцев имевших в своем владение земли, на которых жили их предки, и которые должны были теперь принадлежать им и их потомкам. После вхождения края в состав Русского государства большинство местных земель вместе с жителями поступило в ведение Приказа Большого дворца. Тем не менее, право на владение царскими подарками сохранялось за потомками получивших эти подарки. Недаром П. Мельников, первым в XIX в. решивший описать путь Ивана Грозного через Нижегородские пределы, указывал, что: « …здесь найдете вы семейство, идущее по прямой линии от царского вожатого, и в этом семействе покажут вам образ, царем жалованный, или расскажут, что предку их дал государь земли и пожаловал на них свою грамоту с красной печатью, но что землю ту уих дедушек соседи утягали, а грамота в судах запропастилась».[11] Замечание П. Мельникова говорит о том, что и через 300 лет воспоминания о походе были живы, и имели практическое наполнение.

Вернемся к легенде о возникновении Пересыпного болота в месте, где теперь стоят Кулебаки. Низинная местность Приочья, с множеством болот вообще трудна для прохода больших армейских отрядов, здесь нельзя было обойтись без помощи местного населения, и, очевидно, что такая помощь была с энтузиазмом оказана, после чего данная территория была пожалована царем своим помощникам. Об этом говорит первое документальное упоминание о владельце Кулебакской земли – мордвине Ченбасе. Ченбас полноправно распоряжался этой территорией и в 1655 году сдал ее как бортныйухожай некоему Андрюшке Силину.[12] Это сообщение подтверждает версию о том, что окрестности речки Кулебаки находились в собственности местной мордвы.

Прошли десятилетия после Казанского похода, на Руси сменялись цари, отбушевали события Великой Смуты, но уклад жизни в левобережье речки Тёши не менялся. Бортный и пушной промыслы, позже заготовка леса, и в меньшей степени земледельческие работы и скотоводство составляли основу хозяйствования местного населения. Покрытые густыми лесами бедные на урожай песчаные почвы малонаселенного края были не интересны московским боярам, и, очевидно, до самого начала XVIII века управлялись потомками тех самых проводников и помощников Ивана Грозного. Безусловно, поташное производство затронуло Кулебакский край, однако на структуру местного землевладения, очевидно, не повлияло, о чем говорят крупные лесные массивы, сохранившиеся в краю до настоящего времени, и сведенные на нет в тех районах, где поташное производство шло особенно активно. Дворцовые земли и бортные ухожаи местных жителей в конце XVII века сохраняли свою неприкосновенность, хоть и представляли «лакомый кусок» для производителей поташа. А в начале века XVIII император Петр I и вовсе запретил поташное дело.

Перемены пришли в Окско-Тёшское междуречье в середине XVIII века, и связаны они были с братьями Баташевыми. В 1753-1754 гг. вышел указ Сената о закрытии промышленных предприятий в радиусе 200 верст от Москвы, и тульские заводчики Баташевы вынуждены были перенести центр своей деятельности в Приочье. В правобережье Нижней Оки они столкнулись с тем, что многие лесные участки богатые железной рудой принадлежали местным жителям, причем на правах «вечного» владения, дарованного как раз Иваном Грозным. И хотя с тех событий прошло уже почти два столетия, а у Баташевых были серьезные связи в правительстве и при дворе, с такими вещами как царские дары шутить было нельзя, и ушлым промышленникам необходимо было соблюсти как минимум видимость законности изъятия земель.

В свою очередь и местные не собирались отдавать свои лесные владения за бесценок, да и вряд ли вообще хотели их продавать. Баташевы, при приобретении нужных им участков, вынуждены были действовать всеми доступными им методами. А в методах предприниматели себя не ограничивали, и местные легенды сохранили память об этом. Н. Морохин, собиравший сказания выксунских старожилов, писал, что: «Первые владельцы выксунских заводов оставили о себе непростую память …в народе передаются рассказы о том, какой по-настоящему каторжной была жизнь крепостных у Баташевых, об их коварстве и любви к роскоши, о темных историях…» Рассказ о том, как Баташевы у одного барина землю «оттяпали», очень ярко иллюстрирует их нравы.[13]

По свидетельству Н. Миролюбова потомки Кильдяева «Гольца» владели своими владениями до 1766 года, до прибытия в Ардатовский уезд заводчиков Баташовых. Промышленники, узнав, что у потомков Гольца есть дарственные бумаги, подкупили ардатовского чиновника, который изъяв эти бумаги для удостоверения, больше уже не вернул их владельцам. Наследники напрасно добивались правды в борьбе с могущественными и богатыми братьями Баташовыми, и даже решились на вооруженное нападение во время освящения начальных работ на Велетьминской заводской плотине. Генеральное межевание оставило все их земли за Баташовыми, а сами Гольцовы вместе с остальными жителями села Кужендеева были пожалованы в 1792 году тайному советнику Соймову.[14]

Через сто лет нечто подобное случилось и с кулебакскими угодьями. Еще в 1786 году  «деревня Колюбаки»,[15] с окрестностями находилась в совместном «вотчинном и дворцовым владениях».[16] Важно, что жившие на дворцовых землях крестьяне не знали крепостной зависимости и были лично свободными. Но в 1797 году Павел I учреждает так называемое Удельное ведомство «для удовольствования происходящих от крови императорских родов всем нужным к непостыдному их себя содержанию».[17] Это «нововведение» сделало всех крестьян удельных владений и царских вотчин практически крепостными, пусть и лично императорской фамилии. Для управления такими владениями назначались дворяне, жившие за счет местных крестьян.

После учреждение Удельного ведомства часть кулебакских дворцовых земель была передана в его управление, а другая осталась в вотчинном владении Романовых. Бывшие «дворцовые» крестьяне превратились в «удельных» и «вотчинных», и это был первый шаг к их закрепощению. Документы сохранили имя первого управителя — московского коменданта фон Эссена.[18] В 1799 году управителем Кулебак стал  отставной майор В.Н. Самарин, после которого имением управляла его супруга, а затем их дочь – Александра Васильевна Самарина (в замужестве Валуева).

При этом в 1814 году отмечено, что в управлении А.В. Самариной находилась деревня Кулебаки вместе с «окрестными помещиками».[19] Допускаем, что среди этих «окрестных помещиков» были и владельцы лесных угодий, хоть и не являвшиеся дворянами, но владевшие своими лесными «дачами». Слово «помещик» происходит от «поместье», и потомки тех самых землевладельцев получивших свои «поместья» от Грозного царя подчинялись назначенному императором вельможе. Заросшие густым хвойным лесом болотистые и песчаные почвы не представляли интереса для земледелия, и их владельцы – простые крестьяне, хоть и находились в управлении дворян Самариных, но продолжали пользоваться своими угодьями.

Настоящий произвол начался после того как кулебакские поместья в 1833 году купил ардатовский дворянин — коллежский ассесор Николай Федоров. В начале 50-х годов XIX века он совместно с выксунским купцом А. Бородачевым решил использовать залежи местной железной руды для выплавки чугуна, и в 1852 году начал отчуждение лесных угодий находившихся «в общем владении казны с частными лицами».[20] Очевидно, что под «частными лицами» имелись в виду те самые потомки проводников Ивана Грозного.

 С казной затруднений не возникло, правительство поспешило избавиться от невыгодных активов, но с частной землей начались проблемы. Жители Кулебак не собирались расставаться со своей собственностью.

Надо сказать, что кулебачане и до этого смиренным нравом не отличались. Покупая Кулебаки Н. Федоров знал, что на его жителях: «лежало клеймо грабителей и воров, так что проезжающие молились о благополучном проезде села Кулебаки».[21] Однако когда дело коснулось их лесных владений, жители Кулебак вспомнили свои былые права.  Сначала кулебачане дважды пытались подать прошение губернатору, а в 1852 году, ровно через триста лет после похода Ивана Грозного, кулебакские крестьяне  послали трех ходоков к императору со словами: «Предки наши были вечно свободны, и при блаженной памяти для нас государя царя всероссийского Ивана Грозного, нам пожалованы все угодья в пользу нашу за участие во взятии в то время Царства  Казанского …но при Павле I были они пожалованы в награду тогдашнему московскому коменданту и …с сего времени находимся в рабстве».[22] Текст прошения указывает на то, что кулебачане  и через девять поколений сохранили память о том, как им досталась окрестная земля, и передача ее, в свое время, в управление Удельного ведомства, уже была воспринята ими как акт беззакония. Связанное с манипуляцией их статусом постепенное закабаление привело к тому, что в середине XIX века они ощущали себя крепостными рабами.

 Безусловно, «масла в огонь» возмущений подлило и общее незавидное их положение. Новый владетель заявил жителям Кулебак, что может творить с ними любой произвол и «не ардатовское городское и земское начальство, ни военный губернатор, даже и сам император не может указывать в подобных делах».[23]

Ходоки добрались до столицы, и, возможно, при дворе рассмотрели бы обращение челобитчиков, но барин «сработал на опережение». В своем послании ко дворцу, он указал на то, что предпринял все меры к улучшению положения крестьян, но «когда вследствие забот и попечения помещика» их положение улучшилось, крестьяне затеяли бунт.[24]

Просьбы ходоков не удовлетворили, и была дана команда к «полицейскому исправлению». В Кулебаки прибыли экзекуторы и началась порка, да такая, что двадцать человек забили до смерти. Вдобавок, на содержание местных крестьян была оставлена команда солдат.[25]Кулебачане дали подписку в полном послушании помещику, но продолжали жаловаться губернатору, дополняя свои жалобы тем, что если губернское ведомство не примет меры, то они продолжат обращаться к царю.[26]

Жители Кулебак мирившиеся со сравнительно легким управлением семьи Самариных, столкнувшись с произволом помещика Н. Федорова, вспомнили о своих наследственных правах, рассказы о которых передавались из поколения в поколение. Царю они жаловались еще несколько раз, и в пятое свое обращение, они «в количестве 12 человек явились в Москву с жалобой на помещика». Самодержец был глух к  подданным и приказал всех просителей, по возвращении, отдать в рекруты. И здесь кулебачане опять проявили свой крутой нрав. Когда вернувшихся ни с чем ходоков обращенных в рекруты стали отправлять в Нижний Новгород «целое село (Кулебаки − авт.) с семействами и дрекольем явилось на выручку: разбили контору, двери и окна и освободили их». Беспорядки были подавлены, а над Кулебаками был назначен полицейский надзор. Забитые крестьяне уже не сопротивлялись и «стали покорны», исполняя все повинности.[27]

Последовавшая через несколько лет реформа по отмене крепостного права освободила кулебачан от барского произвола, и внесла в их жизнь новые социально-экономические отношения, впрочем, существенно положения не улучшила. Об этом говорит активное участие кулебачан в событиях 1905 года, такое, что вождь мирового пролетариата В. Ленин ставил Кулебакскую партийную организацию в пример другим ячейкам, а советская власть в городе была установлена уже в октябре 1917 года.[28]

Мы видим насколько значимым событием был для Кулебакского края казанский поход 1552 года. Предки кулебачан получившие право владения местными угодьями из рук самого Ивана Грозного, бережно хранили память об этом, передавая из поколения в поколение предание о царском даре. Начавшееся через несколько столетий закабаление крестьян привело к тому, что легенда о царском даре стала для жителей Кулебак своеобразным руководством к действию, стала в их глазах основой для придания легитимности выступлениям против несправедливости властей.  


[1]Миролюбов Н.К. Сказание о последнем походе Иоанна Васильевича Грозного против Казани через Ардатовский и Арзамасский уезды Нижегородской губернии/Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Уч. пособие под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 192.

[2] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 9.

[3] Мельников П.И. Путь Иоанна Грозного/Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский). Сост. Н.В. Морохин, Д.Г. Павлов. Н. Новгород, 2011. С. 482.

[4] Ключарев Н.П. Работные люди. Горький, 1984. С. 14. с.

[5]Миролюбов Н.К. Сказание о последнем походе Иоанна Васильевича Грозного против Казани через Ардатовский и Арзамасский уезды Нижегородской губернии/Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Уч. пособие под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 190-191, 218.

[6] Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн. VII. М., 1850. С. 52.

[7]Миролюбов Н.К. Сказание о последнем походе Иоанна Васильевича Грозного против Казани через Ардатовский и Арзамасский уезды Нижегородской губернии/Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Уч. пособие под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 196.

[8]Миролюбов Н.К. Сказание о последнем походе Иоанна Васильевича Грозного против Казани через Ардатовский и Арзамасский уезды Нижегородской губернии/Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Уч. пособие под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 195.

[9] Мельников П.И. Путь Иоанна Грозного/Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский). Сост. Н.В. Морохин, Д.Г. Павлов. Н. Новгород, 2011. С. 478.

[10]Миролюбов Н.К. Сказание о последнем походе Иоанна Васильевича Грозного против Казани через Ардатовский и Арзамасский уезды Нижегородской губернии/Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Уч. пособие под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 189, 193-194.

[11] Мельников П.И. Путь Иоанна Грозного/Незнакомый Павел Мельников (Андрей Печерский). Сост. Н.В. Морохин, Д.Г. Павлов. Н. Новгород, 2011. С. 437.

[12] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 9.

[13] Народные сказания: Сборник/Сост. Н.В. Морохин. Н. Новгород, 2010. С. 248, 252.

[14]Миролюбов Н.К. Сказание о последнем походе Иоанна Васильевича Грозного против Казани через Ардатовский и Арзамасский уезды Нижегородской губернии/Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Уч. пособие под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 195-196.

[15] Гераклитов А.А. Арзамасская мордва по писцовым и переписным книгам XVII-XVIII веков. Н. Новгород, 2013. С. 104.

[16] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 9.

[17] Зябловский Е.Ф. Российская статистика. СПб., 1842. С. 30.

[18] Ульянов Н.С. Изучаем историю родного края/ «Кулебакский металлист» № 25,  2013.

[19] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 9.

[20] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 10.

[21] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 10.

[22]Приокские зарницы. Очерки истории завода 1866-1966 гг. Горький. 1972. С. 8.

[23] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 14.

[24] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 13.

[25]Курдин Ю.А. Образ Ивана Грозного в народной поэзии  Арзамасского края/Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного. Уч. пособие под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005. С. 169.

[26] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 13.

[27] Чижова И.А. История Кулебак (XVII-XIX вв.). Кулебаки, 1997. С. 14.

[28]Головастиков А.М. Приокский индустриальный район. Горький, 1960. С. 56.

Об авторе

Алексей Малышев

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.