МАТРЕНА ГОВОРУХА «НАЗВАННАЯ МАТЬ» СТЕПАНА РАЗИНА

В документах о разинском восстании вкратце упоминается «названная мать» Сепана Разина Матрена Говоруха. Личность этой женщины захваченной и казненной  царскими воеводами осенью 1670 года до сих пор представляет собой загадку. По мнению В. И. Лебедева она была родной матерью мятежного атамана, «названной вдовой»,[1] а исследователь М. Чертанов называет ее «крестной матерью» Степана Тимофеевича.[2]

Так или иначе, главное упоминание о Матрене связано с ныне не существующим городом Царево Борисовым, который стоял недалеко от современного Изюма, поэтому уделим несколько строк рассказу об этом населенном пункте.

Город Царёв Борисов (Царебори́сов, Бори́сов город, Но́вый Царёв го́род) находился на месте впадения реки Бахтин в реку Оскол. Он был основан в 1599 году Богданом Бельским по указу царя Бориса Годунова (отсюда и название), как одна из главных крепостей Русского государства на южных рубежах. При этом населявшие его тогда казаки, черкасы (малороссы) и дворовые стрельцы верностью Москве не отличались. В Смуту они приняли сторону Лжедмитрия I, затем участвовали в восстании Болотникова, поддерживали Илейку Муромца, а в 1612 году Царево Борисов был сожжен крымскими татарами и пришёл в запустение. 

Но город на татарской сакме был важным препятствием на пути крымцев, и в 1633 году он был восстановлен, при этом характерно, что до 1647 года поселенцам было предписано не иметь отношений с донцами и черкасами. Только после восстания Богдана Хмельницкого черкас стали брать на пограничную службу. Тогда же в город переселились выходцы с Поднепровья и даже Правобережной Украины.[3] В 1654 году Царево Борисов был пожалован в вотчину патриарху Никону. Будучи «вотчинным городом» патриарха, он и обустраивался на его средства.[4]

Впрочем, в 1658 году Алексей Михайлович, после ссоры отобрал у патриарха Царевоборисовскую вотчину. К тому же, к этому времени Царево Борисов представлял собой хорошо укреплённую крепость. В городе проживало 557 служилых черкас и 58 «русских людей − донских казаков». Возможно по причине «смены хозяина», а может быть в связи с большим количеством малороссов, в годы Руины присоединились к атаману Серко и сражались против царя. [5] А осенью 1670 года Царев Борисов сделался одним из оплотов разинского движения. 

На протяжении октября 1670 года Царёв-Борисов был одним из главных пунктов восстания, а появление Матрены Говорухи в Цареве Борисове можно связать с действиями близкого к Разину атамана Алексея Григорьева вошедшего в историю Крестьянской войны под именем Леско Черкашенина. Его прозвище указывает на происхождение: Черкашенином атаман Григорьев очевидно сделался на Дону, куда он перебрался из Малороссии. Известно, что в молодости Леско жил в городе Опошне, где обзавелся семьей и служил в Полтавском полку. Оттуда свободолюбивый казак «сшел» в Запорожскую Сечь, а затем и на Дон. В документах 1670 года он неоднократно назван «запорожским  черкашенином».[6]

Умелый военачальник, на Дону он сделался атаманом и сблизился с Разиным. По утверждению исследователей, незадолго до выступления Черкашенина в Слобожанщину Степан и Леско побратались.[7]Согласно плану атаманов побратим (названый брат) Разина должен был «конницею и судами» подняться по реке Северский Донец и занять города Мояцк, Царев Борисов, Валуйки и др.

Учитывая факт братания атаманов, после которого они стали «названными братьями», мы можем допустить, что на самом деле Матрена Говоруха была родной матерью Черкашенина, сделавшись для Разина соответственно матерью «названной». И находилась она вместе с сыном атаманом на Дону. Леско Черкашенин взял ее с собой в поход, надеясь, вероятно, дойти до Полтавы, где его ждали жена и младшие дети, так как старший сын атамана также был с ним.

Как и другие эмиссары Разина в поход А. Григорьев выступил с небольшим отрядом в 300 человек. А уже под Мояцком с ним было 3000 бойцов.[8] Выдвигаясь в путь, разинские атаманы были уверены, что по пути их войско обязательно увеличится.

Поначалу поход А. Григорьева складывался удачно. Известно, что с 1 по 20 октября 1670 г. на его сторону перешло население Мояцка, Царева Борисова, Балаклеи, Чугуева, Богодухова, Змиева и Мерефы. Характерно, что размах повстанческого движения на Слобожанщине правительство связывало как раз с действиями А. Григорьева (Леско Черкашенина).[9]

Уже 1 октября повстанцы заняли Мояцк, где, как указывают исследователи, находилась агентура Черкашенина, которая и склонила жителей к сдаче. 2 октября 1670 года повстанческое войско заняло Царев Борисов, не встретив никакого сопротивления. Воеводу А. Маслова восставшие «с башни спихнули и в воду вкинули». [10]

Здесь и «появляется» названная мать Степана Разина Матрена Говоруха. Е. В. Чистякова и В. М. Соловьев утверждают, что она уже находилась в городе, а прозвище свое получила за то, что являлась изысканным оратором.[11] Но мы на основании приведенной выше догадки допускаем, что Матрена пришла в город позже, а вот отмеченные в документах ее сын Яська и зять Иван Москаль вполне могли прибыть с Черкашенином, являясь, соответственно, его братом и зятем.

 На то, что Матрена прибыла в Царев Борисов отдельно от повстанческого отряда (что логично, учитывая специфику военного похода), и была проведена специально назначенными казаками через тайные опорные пункты восставших, говорят косвенные указания из документов.

Мы предполагаем, что она была проведена через своего рода, «явки», организованные разинцами при подготовке к восстанию. И одной из таких «явок» руководил выходец из рязанского Скопина беглый сын боярский (т.е. дворянин) Василий Панов.

Этот Панов впоследствии был арестован солдатами царя, и на допросе проведенном 18 октября 1670 года показал, что когда он жил в Яблоновском уезде в деревне Высодах к нему в сентябре 1670 года приезжали «разбойники белогородцы Ивашка Аршин да Ивашка Целик … и привезли двух жонок, зовут их Матрена да Дунька», и оставили их на постой.[12] Допускаем, что это была названная мать С. Разина и родная Черкашенина, которую верные казаки вели вслед за сыном, а Дунька, вероятно, ее дочь – жена Москаля и сестра Черкашенина, или просто служка.

Дальше допрашиваемый «скопинец сын боярский Васька Панов» сообщил, что были «взяты те жонки в Коротояцком уезде в деревни Мастюгиной». Следовательно, в деревне Мастюгиной была еще одна разинская «явка». Из Мастюгиной деревни (ныне с. Мастюгино Острожского р-на Воронежской обл.) женщин довели до верного человека скопинца В. Панова в его деревню Высоды, а уже в октябре, те же «разбойники» во главе с атаманом Артюшкой Забирашенком, с конвоем в 10 человек и с двумя пушками, заехали за ними. «И тех де жонок кои у Васьки были покинуты, в то число Ивашка Аршин взял с собою». Означенный Ивашка Аршин, судя по всему, был проводником, а за сбереженных «жонок» казаки «всех жилецких людей вином поили».[13]

Что необходимо отметить в этом документальном сообщении? Во-первых, округа, где жил В. Панов. Ведь перед самым началом восстания в Яблоновском уезде служил черный поп Феодосий – личный духовник Разина, которого мы считаем агентом опального патриарха Никона. Именно из Яблоновского уезда пришел отец Феодосий весной 1670 года к Разину в Черкасы. И вернулся он от Разина, весной 1671 года в Холковский монастырь опять же Яблоновского уезда. [14] Учитывая, что данная округа была, как указывалось выше, когда-то вотчиной Никона, мы не можем не указать на это обстоятельство как на еще одно подтверждение более «глубоких» взаимоотношений Никона и Разина.

Во-вторых, любопытна личность выходца из рязанских земель, так как он видимо выполнял обязанности не только хозяина «явки», но и резидента и диверсанта. На допросе с пыткой (а без пытки ни один допрос не обходился) выяснилось, что этот Васька Панов не только у «воровских казаков в таборе был и вино пил … и вести про тех воровских людях ни в которыя городы не подавал», но и участвовал сообща с боярским сыном Ивашкой Кривошеей в нападениях на царских вояк, следовавших к месту службы, а незадолго до восстания вместе с другим беглым скопинцем − крестьянином Филькой Кретининым, жившим в Корочинском уезде, посылал своего шурина Ивашку Салоденкова в Скопин на разведку («проведать родственников»).[15] То, что скопинцы В. Панов и Ф. Кретинин неслучайные люди в восстании, подтверждает смертный приговор через повешение вынесенный им 3 ноября 1670 года, с формулировкой «за их воровство, за розбой и за приезд к ним розбойников».[16]  

Участие скопинцев в разинском движении вполне закономерно, так как Скопин и округа беспокоились еще со времен похода Василия Уса, проследовавшего недалеко от этого города. На это активное участи жителей Скопина в восстании указывал исследователь В. И. Лебедев.[17]

Мы отвлеклись, а из означенного выше следует, что Васька Аршин в октябре привез Матрену в занятый ее сыном Леской Царев Борисов. Здесь она и осталась, вероятно дожидаясь дальнейшего продвижения повстанцев, но в ноябре 1670 года у урочища Красный Пришиб на Северном Донце Черкашенин потерпел сокрушительное поражение от царского войска. В этом бою попал в плен его сын, немедленно казненный,[18] а семья атамана в Полтаве так и не дождалась отца и родственников.

Незадолго до этого правительственными войсками был захвачен Царев Борисов. В конце ноября 1670 года полковник Г. Косагов в росписи трофеев взятых в бою с повстанцами, добросовестно записал какой казни был подвергнут тот или иной повстанец. В числе других казненных была упомянута «вора Стеньки Разина мать названная, вдова Матренка Говоруха, отсечена ей голова». Вместе с Матреной были казнены (повешены) ее сын Яска и зять Ивашка Москаль.[19]

Исследователь М. Чертков полагает, что Матрена «заправляла» восстанием в Царево Борисове.[20]Обстоятельства казни могут указывать на ее руководящую роль, так как простых повстанцев вешали, а предводителей казнили «злой казнью» − четвертованием, а в случае женщин, видимо, просто отрубанием головы. Однако нигде в документах указаний на руководящую роль Матрены нет, и, вероятно, голову ей отрубили по факту отношения к имени «душегубца» Разина. С «названной матерью» Степана палачи, как мы видим, церемониться не стали. При этом Чертанов называет Матрену «крестной матерью» Степана Разина, что в принципе можно бы предположить, учитывая условную синонимичность слов «названная» и «крестная», но если учесть, что крещен Разин был в младенчестве, то его настоящая «крестная мать» была бы уже достаточно пожилой по тем временам женщиной чтобы «заправлять» восстанием.

Здесь хочется вернуться к упомянутому в начале статьи доводу В. И. Лебедева о том, что Матрена была матерью Разина «названной вдовой». Дело в том, что Лебедев писал свой труд еще до того как вышла вторая часть второго тома сборника документов под редакцией Швецовой, и возможно, он видел этот документ в другой редакции где запятая во фразе «вора Стеньки Разина мать названная Матренка Говоруха» стояла после слова «мать». Тогда он действительно мог полагать, что речь идет о подлинной матери атамана, но тогда нужно признать, что у Разина был еще как минимум один брат Яська и сестра. Об этом никаких упоминаний нигде нет, и мы можем утверждать, что В. И. Лебедев ошибся. Тем более уменьшительное имя Яська (Яков), и прозвище зятя (Москаль) дополнительно указывают на малороссийские корни казненных. 

 Тем же полковником Косаговым оставшиеся жители Царево Борисова были приведены к присяге – их насчитали «руских людей и черкас 155 человек, детей их и братья и зятьев 19 человек».[21]

А атаман Леско Черкашенин не только не смог увидеть свою жену и детей, но и потерял всех самых близких родственников следовавших с ним. Самому ему удалось уйти на Дон. Погиб Алексей Григорьев уже весной 1771 года, в Кагальнике защищая семью своего побратима Разина.[22]

Таким образом, на основании вышеизложенных доводов, мы полагаем, что Матрена Говоруха была родной матерью малоросского казака Алексея Григорьева (атамана Леско Черкашенина, «Леско Кривого», «Леско Хромого»), а «названной матерью» атаману Разину приходилась ввиду состоявшегося побратимства Степана Разина и Алексея Григорьева.


[1] Лебедев В. И. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1955. С. 46.

[2] Чертанов М. Степан Разин. М., 2016. С. 304.

[3] Исаев Т. О. Царевоборисов: от основания до устроения Изюмского слободского полка // Вестник ХНУ им. В. Н. Каразина.Вып. 13, № 906. Харьков. 2010. С. 98.

[4] Загоровский В. П. Изюмская черта. Воронеж, 1980. С. 52-55.

[5] Исаев Т. О. Царевоборисов: от основания до устроения Изюмского слободского полка // Вестник ХНУ им. В. Н. Каразина. Вып. 13, № 906. Харьков. 2010. С. 100.

[6] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1959. Т. II. Ч. 2. С. 122, 128.

[7] Чистякова Е. В., Соловьев В. М. Степан Разин и его соратники. М., 1988. С. 208.

[8] Там же. С. 208.

[9] Там же. С. 211.

[10] Там же. С. 209.

[11] Там же. С. 209.

[12] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1959. Т. II. Ч. 2. С. 76.

[13] Там же. С. 76.

[14] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1962. Т. III. С. 172, 173, 176.

[15] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1959. Т. II. Ч. 2. С. 76.

[16] Там же. С. 207.

[17] Лебедев В. И. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1955. С. 41-42.

[18] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1959. Т. II. Ч. 2. С. 82, 86, 124, 126, 128.

[19] Там же. С. 86.

[20] Чертанов М. Степан Разин. М., 2016. С. 304.

[21] Крестьянская война под предводительством Степана Разина. М., 1959. Т. II. Ч. 2. С. 87.

[22] Чистякова Е. В., Соловьев В. М. Степан Разин и его соратники. М., 1988. С. 212.

Об авторе

Алексей Малышев

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.