Аннотация: В статье обосновывается гипотеза о существовании в начале XVII века в округе современной Выксы женского монастыря, заключения в этом монастыре царицы Марии Нагой и посещении его Григорием Отрепьевым (Лжедмитрием I).
Ключевые слова: Монастырь на Выксе, Иван Грозный, Мария Нагая, Лжедмитрий I, Великая Смута.
Annotation: This article substantiates the hypothesis about the existence of the female monastery in Vyksa county at the beginning of XVII century, as well as about the Maria Naked’s imprisonment in this monastery and about its Gregory Otrepev (Lzhedmitry I)’s visit
Keywords: Monastery in Vyksa, Ivan the Terrible, Maria Naked, Lzhedmitry I, the Time of Troubles
В связи с празднованием 85-летия города металлургов Выксы снова актуальным становиться вопрос возникновения этого населенного пункта. Первое упоминание в XVIII веке, от которого ведется счет возрасту Выксы, не может означать дату основания этого населенного пункта. Очевидно, поселение возникло задолго до этого срока, и здесь очень важны известия связанные с монастырем, существовавшим в древности на выксунской земле.
Предполагать наличие такого монастыря позволяют записи европейского ученого и путешественника Адама Олеария проплывшего, в 1636 году, по Оке в Нижний Новгород. В своих трудах Олеарий дает довольно подробное описание окружающего ландшафта, и упоминает многие населенные пункты по берегам Оки, благодаря чему мы можем идентифицировать упоминаемые им объекты, и нанести их на современную карту. Двигаясь вниз по реке, и миновав Елатьму, корабль Олеария, через 20 верст подошел к сухой степной местности справа от реки (т.е., на правобережье). Эта местность называлась Воскресенской мелью, после которой «большая деревня Ляхи». Сегодня – это село Ляхи Меленковского района Владимирской области, вместе с которой упомянут «и монастырь Пречистой Рязанской в 10 верстах» [1, c. 306]. Если обратить внимание на алгоритм описания Олеарием встречающихся достопримечательностей, то он всегда сначала говорит об объектах, встречающихся на левом берегу, и тут же об объектах противостоящих им в правобережье. Следовательно, здесь Олеарий упоминает монастырь противоположный левобережным Ляхам. Монастырь, стоящий в 10 верстах справа от реки, напротив деревни Ляхи — это указание на место где расположена современная Выкса.
Называется монастырь «Пречистой Рязанской» («Pretsisto Resensko»). Судя по названию, речь здесь идет о монастыре, освященном в честь иконы Богоматери Муромской и Рязанской – чудотворной иконы известной на Руси с XII века. Из Киева эта византийская икона была принесена в Муром для крещения жителей города, и логично предположить, что монастырь, основанный на противоположном от Мурома берегу, в краю некрещеных язычников, назван по имени этой иконы. Добавку «Рязанская» икона получила потому, что в конце XIII века Муромский епископ Василий перенес её в Рязань [2].
Здесь проблема в том, что Олеарий не говорит прямо о том, что монастырь находится на правом берегу. Поэтому могут возникнуть сомнения в том, что он действительно справа, а не слева от реки. И на помощь приходят средневековые карты. Первые достаточно подробные карты Руси были составлены в XVIII в., и на них мы можем увидеть в правобережье Нижней Оки, примерно там, где указал Олеарий, значок изображающий поселение или церковь, с надписью «Pretsisto Resensko». Первая карта, на которой виден подобный значок — это карта из сборника «Atlas nouveau», изготовленная членом королевской академии наук Гийомом Делилем. Атлас был издан в Амстердаме, в 1742 году.
Точность этой карты конечно сомнительна. Мы видим, что Павлово находится далеко от Оки, на правом её притоке, названном Morsva (вероятно искаженное «Ворсма»), и можно допустить, что карта изготавливалась со слов некоего информатора. Но, очевидно, что этот информатор не сомневался в нахождении «Pretsisto Resensko» в правобережье Оки.
Выксунский краевед В. Королев, одним из первых обративший внимание на эти свидетельства, подкрепил их дополнительными фактами. Изучая карты выксунской округи XVIII – XIX вв. он обратил внимание четырехугольник с пометкой «Ц.З.» прямо в центре Баташевских владений, на месте где в будущем возникнет город металлургов. Причем данный четырехугольник существует как на карте 1778 – 1798 годов (рис. 2), так и на карте генерального межевания Нижегородской губернии 1780 г. (рис. 3).
И этот же четырехугольник, помеченный все тем же «Ц.З.» нарисован на карте генерала Менде (рис. 4), составленной в 1850 году, почти сто лет спустя.
Королев совершенно справедливо отметил, что эта аббревиатура означает «Церковные земли», и допустил, что именно на этом месте находилась древняя обитель [3, c. 40]. Что же послужило причиной исчезновения монастыря, ведь известно, что к моменту первого упоминания Выксы никакой обители тут не было? Королев убежден, что монастырь канул в лету во времена Петра Великого [3, c. 43], но этот вывод ничем не подкреплен. Мы полагаем, что если монастырь и существовал, то исчезнуть он мог после 1764 года – после реформ Екатерины II, когда она отобрала у монастырей землю вместе с крестьянами, и у многих обителей не стало средств для существования. Тогда в России из 954 православных монастырей финансирование получили только 200, а остальные вынуждены были закрыться. Эта участь, вероятно, постигла и выксунскую обитель. Это хорошо согласуется с изображениями на картах изготовленных как раз после этих реформ. После ликвидации монастыря, земли на которых он стоял, остались закрепленными за Православной церковью. Эту землю не посмели захватить даже Баташовы, но и основывать новую обитель без высочайшего соизволения было уже невозможно.
Когда мог возникнуть монастырь, если А. Олеарий уже упоминал его уже в XVII веке? Возможно, это случилось после завоевательного похода Ивана Грозного на Казань, состоявшегося в 1552 году. В XVI веке завоевания Ивана Грозного открыли российскую страницу истории Выксунского края. Присоединенные земли стали заселяться русскими землепашцами, стали строиться новые деревни и починки. В глухих лесах необходимо было утвердить Православную веру, для чего сразу за воинами шли монахи. Главным оплотом распространения христианства в крае стали монастыри, которые одновременно были и форпостами колонизации. Согласно местных преданий первые монастыри были основаны на месте современных сел Монаково, Дедово, и Велетьма. Однако, живы легенды, говорящие о том, что на месте где впоследствии возник город металлургов, тоже стоял когда-то православный монастырь.
Выксунские краеведы, работавшие непосредственно с местными былями уверены, что монастырь рядом с речкой Выксункой был основан в глубокой древности [4, c. 6]. Следует заметить, что в те далекие времена монастырь был не только местом уединенного моления. В присоединенных землях монастыри были опорными пунктами, из которых велось наблюдение за краем, и местом укрытия в случае опасности представителей администрации и переселенцев. Монастыри строились на манер крепостей с башнями и стенами, а в военное время они и становились крепостями. Кроме этого, в дальние монастыри ссылали государственных преступников, и неугодных престолу лиц. Былины о монастыре в местности, где сейчас расположена Выкса, как раз связывают с таким эпизодом российской истории.
Издавна здесь бытуют легенды, что позабытая обитель была местом ссылки одной из жен царя Ивана Грозного – Анны Васильчиковой. Согласно преданию: «…в Выксунском горном крае … жила царица Анна из рода Васильчиковых, да постриглась в Суздали в обители Покровской …Горько плакала красавица, царица опальная, белые руки к небу ясному простирала, убивалася …сердце доброе терзала своею кручиною» [5]. Сведения о том, что в этой местности содержалась некая царица, подкреплены и местной микротопонимикой. В окрестностях Выксы известно такое место как «Царицыно поле» [4, c. 6]. Рядом с исчезнувшей деревней Чураевкой, на дороге есть место, называемое «Царская стража» [7].
Другая легенда о сосланной жене Грозного царя связана с именем матери царевича Дмитрия – царицы Марии Нагой. Она была насильно пострижена и сослана в дальний монастырь после гибели царевича. Правда, считается, что этим монастырем была Николо-Выксинскую пустынь «в пределах Белозерских», откуда её потом перевели то ли в Горицкий женский монастырь под Череповцом, то ли в неопознанный Судин монастырь на Выксе, опять же близ Череповца. Об этом говорят и историки. Р. Скрынников, опираясь на источники, писал, что царицу « …сослали в пустынь на Белоозере» [8, c. 85]. Но есть некоторые моменты позволяющие связать эпизод ссылки Марии Нагой с монастырем расположенным в Выксунской земле.
Летопись гласит, что перед тем как бежать в Речь Посполитую, Гришка Отрепьев (будущий Лжедмитрий) посетил Марию Нагую (в иночестве Марфу) в монастыре: «…И пришед в монастырь на Выксу с товарищем своим неким старцем, в разодранных и худых ризах. А сказавши приставом, что пришли помолиться, и к царице для милости. И добившись того чтоб царица их к себе пустила. И неведомо каким вражьим наветом прельстил царицу и сказал ей воровство свое. И она дала ему крест злат с мощьми и с каменьем драгим сына своего благовернаго Дмитрея Ивановича углецкого» [8].
Когда состоялся этот визит? Известно, что после разгрома «Романовского» кружка в 1599 году, Гришка Отрепьев бежал в Галич. И также известно, что оттуда он отправился в неблизкий путь, в Муромский Борисоглебский монастырь, после чего уже устремился в Польшу. И тут важно понять, то ли Отрепьев встречался с Нагой находясь в костромских пределах, откуда недалеко и до Белозёрского края, то ли находясь в Муроме. Логика подсказывает, что будучи «в бегах» и рискуя быть схваченным, Отрепьеву нужна была веская причина, чтобы податься в Муром. Такой причиной могла стать необходимость познакомится с «матерью» находившейся в это время в монастыре на Выксе. Посетив монастырь «Пречистой Рязанской» и заручившись поддержкой мнимой «матушки», Отрепьев отбыл к своим будущим «спонсорам» — отправился прямиком в Речь Посполитую. Дополнительную уверенность тому, что Нагая содержалась на нижегородской Выксе, придает то обстоятельство, что упомянутый Николо-Выксинский монастырь был основан во второй половине XIV века, как мужская обитель [9]. А женщин не ссылали в мужские монастыри, впрочем, как и мужчин в женские.
О том, что древний монастырь «Пречистой Рязанской» был женским, говорит и то обстоятельство, что основанный во второй половине XIX века, в Выксе монастырь, также стал женским. И более того – опять был освящен в честь иконы Божией Матери, только на этот раз Иверской. Если сравнить место отмеченное аббревиатурой «Ц.З.» на старых картах, и местоположение современного монастыря, то идентичность их видна, что называется «невооруженным взглядом».
Таким образом, некоторые факты указывают на то, что под фразой летописца «монастырь на Выксе» подразумевался именно монастырь, основанный в Средневековье на берегах речушки Выксы, на месте где потом будет заложен Выксунский завод. Но любой древний монастырь всегда сопровождали поселения крестьян, обрабатывавших землю вокруг него. Отсюда следует, что историю Выксы как населенной местности можно начинать уже с XVI — XVII столетий. Дополнительную уверенность в этом могли бы придать археологические изыскания никогда здесь всерьез не проводившиеся.
Примечания:
- Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию. – Смоленск, 2003.
- Икона Божией Матери Муромская [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/days/ikona-muromskaja/. Дата обр. 22.07.19.
- Королев В.В. Инъекция № 2. — Н. Новгород, 2016.
- Шестеров Л.В. Преданья старины глубокой/Приокская глубинка. – Выкса — 2007 — Вып. 3.
- Выкса без формата. [Электронный ресурс] URL: Vykza.BezFormata.com›listnews/litca-ulitc-rizadej… Дата обр. 20.02.19.
- О бедной царице замолвите слово, публикация Анатолия Шейкина. [Электронный ресурс] URL: http://www.gttp.ru/text/150.htm Дата обр. 20.05.19.
- Скрынников Р.Г. Россия накануне смутного времени. –М., 1980.
- Пискаревский летописец. ПСРЛ. Т. 34. [Электронный ресурс] URL: http://russiancity.ru/books/b61.htm Дата обр. 8.05.19.
- Насон – История города Вологды – Николо-Выксинский монастырь. [Электронный ресурс] URL: http://nason.ru/nikolo-vyksa/ Дата обр. 8.05.19.