Топонимика юга Нижегородской области включает в себя названия из языков всех народов проживавших здесь. Большинство из них легко этимологизируются, и их происхождение не вызывает сомнений. Но некоторые топонимы за кажущимся на поверхности толкованием, скрывают совсем иной смысл, и указывают на иные корни.
Такими, например, являются названия Новомочалеи и Старомочалеи. Эти села расположенные в Пильнинском районе были когда-то одним большим селом называвшимся Мочалей. Село известное с начала XVII века с самого своего основания было населено татарами-мишарями, — представителями отдельного субэтноса татар Поволжья и Приуралья, со своим диалектом и своими этнографическими особенностями.
Несмотря на то, что село основано татарами, в местной, «народной» этимологии бытует версия, что название селения происходит от русского мочало (лыко), как память промысла по его заготовке. То есть, топоним имеет как будто бы русскую основу [1]. Эта версия нашла свое отражение и в областных топонимических словарях, как наиболее подходящая по смыслу [2]. Более того, другое подобное название – озера Мочалы в Сосновском районе, составители словаря также связывают с мочальным промыслом.
Эта версия, безусловно, заслуживают право на существование. В русской ономастике основа мочало представлена и как гидроним (напр. озеро Мочалы в Сосновском р-не Нижегородск. обл.), и как ойконим (напр. деревня Мочала в Вологодской обл.), и как микротопоним (напр. урочище Мочалище близ села Теплово Нижегородск. обл.). Только вот, расположение нашего Мочалея в землях, куда русская колонизация пришла довольно поздно, и к тому же его коренное население, состоящее из тюрок, заставляют усомниться в русскоязычном происхождении этого названия. Очевидно, русская версия возникла здесь как результат «народной этимологии», основанной на созвучии терминов.
Более предпочтительной выглядит другая местная версия — мордовская. Юг Нижегородской области – древняя родина мордвы, и топонимы, созданные этим народом, расположены по всей данной территории. В другой местной легенде о происхождении названия говорится, что в его основу положено или мордовское имя Мучнай, соединенное с распространенным мордовским топоформантом –лей (ручей), или эрзянское мочь — «сила». Хотя, именно в случае Мочалея возникают сомнения. Дело в том, что если эрзянский топоформант – лей действительно представлен очень широко, то основа мочь встречается только в этом единственном случае. Закрадывается сомнение, а так ли продуктивна эрзянская лексема мочь в топонимике? Конечно, по территории Среднего Поволжья, в местах расселения средневековой мордвы, можно встретить еще несколько аналогичных топонимов: это село Мочалейка и деревня Мочалейка Каменского и Вадинского районов Пензенской области стоящие на берегах одноименных речушек, а также село Мочалей Дрожжановского района Татарстана, и Мочалеевка Похвистненского района Самарской области. Да и пензенский топонимист М. Полубояров не сомневается, что в основе гидронима Мочалейка лежит мордовский антропоним Мача [3]. Это подводит к выводу, что все подобные топонимы созданы с помощью мочь и его производных, и форманта –лей, если бы не одно «но». Все эти населенные пункты основаны татарами-мишарями, и проживают в них татары — мишари.
Надо сказать, что в каждом из названных выше населенных пунктов местная, «народная» этимология также говорит о происхождении названия от русского мочала. Где-то была липовая роща, в которой добывали лыко-мочало, где-то продавали мочало на ярмарке, но всюду эта версия превалирует. Тут следует отметить, что татары-мишари являются тюркским субэтносом наиболее рано попавшим под влияние Московского государства. Мишари были первыми «служилыми татарами» у русских государей, они были на переднем крае борьбы со степняками, участвуя в строительстве и обороне засек, были в первых рядах российской колонизации «Дикого Поля». То есть, русский язык знаком мишарям издавна, он был, как бы, их вторым языком. Алимжан Орлов, ссылаясь на Радлова, говорит, что за большое количество русских слов в своем языке, мишари даже получили от казанцев прозвище «ярым-урус» (полурусский) [4]. Отсюда и вытекает такая приверженность «народной» этимологии к русскому толкованию основы топонима Мочалей, даже несмотря на явный мордовский топоформант. Хотя, на самом деле, здесь скрыта подлинно тюркская этимология.
Дело в том, что этноним мишар, есть современная форма древнейшего этнонима мажаризвестного из средневековых документов. Производными от него являлись, также упоминаемые в источниках этнонимы мачар, мочар и мещеряк. Все они остались как память о древних кочевниках уграх-мадьярах пришедших в Среднее Поволжье в IX –X вв. Даже название географической области Мещеры заключает в себе этот древний этноним. Догадку об идентичности этих этнонимом высказал, еще в XIX веке известный русский исследователь Вельяминов-Зернов: «Слово мочарин и мочар сохранилось до сих пор в татарском имени «мишяр», которым называет себя часть татарского по языку населения (мещеряки) губерний: Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Симбирской и Тамбовской, составляющая, как думать можно, отатарившиеся остатки прежней мещеры (мочаров и можаров)» [5].
Каким же образом этноним мочар превратился в мочало? Очевидно, что здесь изначально название селений звучало как «мочар-ли», где ли – это одна из форм старейшего тюркского топоформанта –лы, —иле, —эль, возможность перехода которого в мордовский –лей, в рамках народной этимологии обосновал еще Мурзаев [6]. То есть, в древности, место поселения татар-мишарей (мочаров) называли «Мочар-лы». Постепенно, звук «р» редуцировался, и остался «Мочалы», который в говорах окружающей мордвы звучал уже как «Мочалей», и был так записан русскими чиновниками, где-то оформившись еще русским –ка (Мочалей-ка).
На возможность такого перехода указала, в свое время, еще Р. Мухамедова, подчеркнув, что подобные селения населены «ц-окающими» мишарями: «Как увидим ниже «ц-окающие» мишари живут также в быв. Буинском уезде Симбирской губернии (Дрожжановский и Шаймурзинский кусты). Некоторые следы культуры этой группы заметны также в языке и быту керенских мишарей, которые образовались на месте, и отчасти очевидно, на основе древних селищ с «красной круговой керамикой». Заметим, что на территории проживания всех «ц-окающих» групп мишарей (сергачской, буинской, керенской) имеются населенные пункты под названием «Мочалы». Мы полагаем, что топоним «мочалы» этимологически восходит к этническому термину «мочар» (от «мочар-лы»)» [7]. Между собой татары действительно называют свои селения именно так – Мочали. Например, в пензенской Мочалейке, свое село, местные называют «Мочали», а не Мочалейка, и хранят предание, что это название было дано в честь села Мочали Верхнеломовского уезда, тоже ставшего теперь Мочалейкой (совр. Вадинский район Пензенской обл.) [8]. Видимо, эти реликты остались от тех времен, когда села носили первоначальное название.
Следует отметить, что язык мишарей делится на «ц-кающий» и «ч-окающий» диалекты, и все указанные села, за исключением Мочалейки Каменского района населены мишарями носителями «ц-окающего» говора. Во всех из них живут «цокающие» мишари и только в Мочалейке Каменского района татары «чокают». Возможно, это связано с более поздними миграциями мишарей, но можно с уверенностью утверждать, что все эти населенные пункты основаны выходцами из земель Восточной Мещеры, ставших Нижегородчиной и Рязанщиной. Так, например, исход своих предков, жители татарского Мочалея выводят из Нижегородских пределов [9]. Да и название нашего Мочалея, по мнению Орлова, было принесено переселенцами с запада [10].
Таким образом, можно толковать это древнее название. Данная этимология, не только показывает насколько близки исторические судьбы жителей Среднего Поволжья, но и открывает новые горизонты для исследования этнических и миграционных процессов протекавших в этом регионе.
Список литературы:
- Яна Мучали. Мочалей. Сайт села. https://muchali.ucoz.ru/ Дата обр. 13. 05.19.
- Морохин Н.В., Арзамазов А.А. Наши реки, города и села. Н. Новгород. 2014. С. 365.
- Полубояров М.С. Древности Пензенского края в зеркале топонимики. Москва. 2010. стр. 132.
- Орлов А.М. Нижегородские татары: Глава 6. http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm Дата обр. 29.05.19.
- Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. С.-Пб. 1863. Ч. 1. Стр. 30-31.
- Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. Москва. Мысль. 1974 г. С. 162-163.
- Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. М.: Наука. 1972. Стр. 17.
- Моя малая родина Мочалейка. http://muslim-penza.ru/index.php/news/885-2011-07-21-11-24-26 дата обр.14.05.19.
- Дорогой мой Мочалей http://rt-online.ru/dorogoj-moj-mochalej/ дата обр. 14.05.19.
Орлов А.М. Нижегородские татары. Глава 7. http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/7.htm.