К вопросу этимологизации топонимов Репище и Репищи.

В топонимии южной части Нижегородской области – в междуречье Оки, Волги и Суры довольно часто встречаются названия с аппелятивом репа, в виде адъектива репище. Данный адъектив образован с помощью древнерусского суффикса –ище, что  говорит, и о древности самого этого названия, и о том, что репа  в рационе жителей Восточной Европы известна с самых давних времен. Действительно  репа  — это одна из старейших сельскохозяйственных культур,  возделываемых восточными славянами, и называть места связанные с выращиванием этого овоща его именем кажется вполне естественным. То, что это древнеславянское название, подтверждается тем, что онимы Репище (Репищи) как названия населенных пунктов, распространены, главным образом, на западе и северо-западе  Великой Русской равнины, в местах исконного расселения славян. 

Самым северным топонимом Репище является название небольшой деревни в Архангельской области. К юго-западу от Архангельской области известны улица Репищева в Санкт-Петербурге, построенная на месте обширного поля называвшегося Репище, и ряд населенных пунктов с названием Репище и Репищи  в Новгородской и Псковской областях. Отсюда ареал распространения этого топонима спускается в Смоленскую область (деревня в Холм-Жирковском районе) и Белоруссию (деревни в Гомельской, Витебской и Минской областях), в Тверскую (деревни Репище в Оленинском и Максатихинском районах, и деревня Репищи в Молоковском) и Московскую (деревня в Одинцовском районе) области. На юго-западе России название Репищи зафиксировано в Курской (село в Щигровском районе) и Брянской (поселок в Мглинском районе) областях. Самым южным подобным топонимом следует признать село Репище в Житомирской области Украины. 

Т.е. мы видим, что это исконно русское название обозначающее место, где росла репа (по аналогии с городище – место, где был город, пожарище – место пожара и др.). Отсюда напрашивается вывод, что и подобные названия, находящиеся в Окско -Волжско — Сурском междуречье, имеют такую же этимологию. Следует сказать, что в виде названия населенного пункта в указанном регионе Репище (и) не встретить, но зато оно часто встречается как микротопоним. При этом, несмотря на свою сельскохозяйственную «окраску», часто оно известно или как название леса, или какназвание такой местности где возделывание репы или какой-либо другой сельскохозяйственной культуры невозможно в силу естественных причин (овраг, пойма, луг в лесу и др.). Таковы, например, лес Репище возле Балахонихи Арзамасского района, а также лес Репищи и посадка Репище в Вадском районе. Урочище Репище рядом с Чернухой (Арзамасский район), и место известное как Репище на берегу Пьяны в Гагинском районе. Также в Бутурлино есть холм, называемый Репище, и пойменный луг Репище рядом с деревней Красный Бор (Шатки) [1].

В  Дальнеконстантиновском районе, в местах былого расселения терюшевской мордвы этот микротопоним встречается наиболее часто. Из краеведческой литературы известны: поле Репищеоколо села Винный майдан, лес Репище возле села Лапшиха, Репишные полосы возле деревни Мигалихи, поле Репищи у села Муравьиха, Шонинские репищи у деревни Надежино, поле Репищи у деревни Ольгино, лес Репищи у деревни Большое Сеськино, и такой же около Малого Сеськина, лес Репищи у села Тепло-Троицкое, и лес Репище у деревни Терюшево [2]. 

Глядя на такое скопление микротопонимов в довольно ограниченном регионе напрашивается поверхностный вывод, о том что древние жители Дальнеконстантиновского района как-то по-особенному любили репу? Отнюдь. Здесь дело в том, что в случае Окско-Волжско-Сурского междуречья – древней родины мордвы, мы можем иметь дело с трансформированным в русских говорах древним мордовским топонимом.

В исследовательской литературе уже озвучивалось мнение, что некоторые русские микротопонимы указанного региона могут быть трансформированными русскоязычным населением  древними лексемами угро-финнов [3]. И одним из них, безусловно, может являться Репище.

Здесь мы видим переосмысление мордовского «репеште, репештя» — обозначения священного места для молитв, отгороженного и благоустроенного. Русские переселенцы и потомки обрусевшей мордвы не могли мириться с бессмысленностью нерусского названия и переиначивали его в первое подходящее по звучанию русское слово. Очевидно, поэтому-то множество мест названных Репище представляют собой лес, неудобное для сельхозработ урочище или взгорок. На самом деле репу там никогда не сеяли, а места эти были священными городищами древней мордвы. Если посмотреть на размещение  микротопонимов Репище, то сразу видно, что в пределах Окско – Волжско – Сурского междуречья все они расположены сравнительно близко, в центре указанного региона. Тем самым они еще могут являться своеобразным маркером расселения древнейшего анклава мордовских племен, известных потом как нижегородская и арзамасская мордва. 

Сделать выводы о лексическом переходе репеште в репище позволяют архивные документы. Рядом с Арзамасом имеется несколько мест названных Репище. И с каждым из них связанно двойное упоминание их в документах под именем репище и под именем городище. Так, в Писцовой книге Арзамасского уезда Тимофея Измайлова с товарщами 136 г., репище около речки Вонячки, недалеко от Корино, при описании межи деревни на границе землевладений мордвы деревни Корино и помещика деревни Вонячки Ивана Глухова упоминается под своим именем: (Л. 05 об.) «Да от речки Вонячки вверх по речке по Лапше до черного лесу на праве речки Лапши на дубу грани, а стого дуба на дуб, а на нем старые грани по обе стороны, а с того дуба на дуб же на нем грань, а дуб з бортью коринского мордвина Валгуша Селеватова, а с  того дуба на сосновой на горелой пень на нем грани старые, а с того пня на березу на ней грани, а сосна стоит у речки у Вонячки в берегу. Да вверх речкою Вонючкою до Иванова поля Глухова до новой розчисти у речки у Вонючки дуб на нем одна грань, а от речки (Л. 06) Вонючки и от дуба на вершине дуб на нем грань, а вершина вышла от речки Вонючки, а от того дуба через вершину на сосну на ней грани, а от тое сосны позади Репища на дуб на нем грани…» [4]. В той же писцовой книге, в другом месте, при описании владений мордвы, пустошь около вотчины Ивана Глухова названа городищем: Л. 03об. «Да к деревне Корину сенных покосов от пустоши Купреянова от Безсонова поместья Мякишина вверх по речке по Вонячке подле черной лес по Иванову вотчину Глухова пустошь, а на ней было городище, сена пятьсот копен…»[5]. Поле «Городок» в дальнейшем стало владением села Хирино, но по-прежнему находилось на границе с землей  деревни Вонячки и существует до настоящего времени. Это же место упоминается в Писцовой книге Арзамасского уезда 1621-1623 гг., в ней ориентирами на границах владений Ивана Глухова и мордвы деревни Корино являются мордовские селища по речке Вонячке: «Сена по врашкам и меж пол и по запашне, на низ речки Вонючки, по обе стороны мордовского селища, а вверх речки Вонючки по обе стороны по мордовские ж селища» [6]. 

Другим примером является упоминание топонима Репище около села Собакино (совр. Красный Бор). Здесь Писцовая книга 1621-1623 гг. говорит о сенокосах князя Бориса Михайловича Лыкова в селе Собакино: «…да поляна против заплоту на реке на Теше сенных покосов сто пятдесят копен, да на репище, а городище тоже сто пятдесят копен» [7]. Интересно, что на другой стороне Теши от Собакино, одна из полян называлась мордвой «Таштовеле» («Старое селище»).

Еще одним примером служит упоминание топонима Репище около села Кобылино (совр. Архангельское). В той же Писцовой книге 1621-1623 гг. сказано: «Село, что была деревня Кобылина на реке на Теше…Пашни церковные написана вновь из примерные земли изо Баимовы Болтина з братею десят чети в поле, а в дву потому ж и с тем что за рекою за Тешею на Высоком Репище, сена на той поляне 100 копен» [8]. За рекой Тешей находились и сенокосы одного из владельцев Кобылина Мисюря Мансырова Товарищева: «…да за рекою за Тешею под селищем и на селище до болшие дороги да вниз за реке за рекю за Тешею берег за Вонючкинское устье сенных покосов сена станет семдесят пять копен» [9]. Но земля Мисюря Мансурова Товарищева граничила с землями мордвы деревни Пасьяново. Вот что записано о границах землевладений деревни Пасьяново в Писцовой книге Арзамасского уезда Тимофея Измайлова с товарщами 136 г.: «Да речкою Вонячкою вниз до реки до Теши и за реку за Тешу на старое городище… А за рекою за Тешею от городища через перелесок вниз реки Теши до речки до Кавкушки…» [10]. Т.е., мы видим, что в данных записях на границе землевладений Пасьяновской мордвы и Кобылинских вотчинников, одно и то же место (выше устья Вонячки) названо и репище, и селище, и городище. Русские чиновники, уже в XVII в. понимали, что мордовское сакральное место «репештье» (упрощенное до русского «репище») одновременно является и городищем (огороженным местом). Заселявшие в этот период край русские земледельцы также  принимали древнее название, включая его в свой лексикон как репище. Со временем предназначение «репештье–репище» забылось, и стало восприниматься как место посадки репы. Более того, можно допустить, что многие однокоренные с репище микротопонимы, как-то: Репная (Овраг. Атемасово Ард.); Репная вершина (Круглые Паны Див.); Репная гора (Холм. Большое Мамлеево Лук.); Репнино поле (Надежино Ард.); Репный овраг (Кудеярово Лук.); Репный лес(Мерлиновка Лук.); Репный родник (Кудеярово Лук.); Репы (Поле.Новоселки Арз.); Репы (Место в лесу. Бебяево Арз.) и др., [11] есть упрощенное в позднейших русских говорах древнее репештье – репищи.

Но этот пример можно использовать и шире. Как переиначенное «репеште», репище встречается на всем пространстве расселения мордовского народа. В Тамбовской области, в Мучкапском районе, в местах былого расселения мордвы есть поселок Репище. Южнее, в Самарской области, у поселка Волжский Утес известно урочище «Козлово репище», что также является переиначенным эрзянским «косо репеште» — «там, где место моления». В Ульяновске городской парк носит древнее название «Репищи». Встретить подобные названия на территории Среднего Поволжья неудивительно. Известно, что мордва широко расселялась по его просторам. Удивительно обнаружить подобные названия в северорусской Костромской области.

 В Нерехтском районе существует современная деревня Репище. Вроде бы ничего необычного – русские земледельцы приходили в эти районы с XIII века и раньше. Необычно то, что в Чухломском уезде Костромской губернии еще в XIX веке были отмечены в документах наряду с деревней Репищидеревни Репештино и Репехтино  [12]. Как эти явно мордовские древние названия оказались так далеко от мест основного расселения мордвы, является загадкой.  Если только не допустить наличие подобного же топонима в языке древних мерян, заселявших костромские земли и обрусевших в результате ассимиляции.

Источники и литература:

  1. Климкова Л.А. Нижегородская микротопонимия: разноаспектный анализ. Москва – Арзамас. АГПИ. 2008. Стр. 132.
  2. Мининзон И.Л. Ономастика терюхан. http://opentextnn.ru/space/littesityes/index.html@=5528 дата обр. 1.05.19.
  3. Малышев А.В. Terra incognita Ардатовского края.//Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Вып. 15. Арзамас. 2019 г. Стр. 272.
  4. Центральный  архив Нижегородской области (далее – ЦАНО, г. Нижний Новгород). Ф. 2013. Оп 1. Д. 8. Л. 05 об., Л. 06.
  5. ЦАНО, г. Нижний Новгород. Ф. 2013. Оп 1. Д. 8.Л. 03 об.
  6. Писцовая книга Арзамасского уезда 1621-1623 гг. // Действия НГУАК, Т15, вып.VIII, кн. 1. – Нижний Новгород, 1915. c. 66.
  7. Писцовая книга Арзамасского уезда 1621-1623 гг. // Действия НГУАК, Т15, вып.VIII, кн. 1. – Нижний Новгород, 1915. c. 11.
  8. Писцовая книга Арзамасского уезда 1621-1623 гг. // Действия НГУАК, Т15, вып.VIII, кн. 1. – Нижний Новгород, 1915. c. 83.
  9. Писцовая книга Арзамасского уезда 1621-1623 гг. // Действия НГУАК, Т15, вып.VIII, кн. 1. – Нижний Новгород, 1915. c. 132.
  10. Центральный  архив Нижегородской области (далее – ЦАНО, г. Нижний Новгород). Ф. 2013. Оп 1. Д. 8. Л. 122.
  11. Л.А. Климкова. Нижегородская микротопонимия: разноаспектный анализ. Москва – Арзамас. АГПИ. 2008. Стр. 132.

Государственный архив Костромской области.    https://www.kosarchive.ru/publications/article/4/  дата обр. 1.05.19.

Об авторе

Алексей Малышев ( в соавторстве с Инжутовым А.А.)

Просмотреть все сообщения

4 комментария

  • В Вашу копилку топонима — урочище Репище, Вослебовское сельское поселение, Скопинский район, Рязанская область
    ну и как «комплекс» топонимов — недалеко от урочища берёт своё начало маленькая речка Песоченка (в простонародье называется речка-вонючка — такое прозвище может приобрело от «ароматов» из-за стоков от пищевого производства в советские времена, а быть может и мордовское наследие по аналогии с указанной в тексте «ВонЯчкой»)

  • у нас на севере (Архангельск) репищем раньше называли лесное поле, засеянное репой. Дело в том, что до 30ых годов у нас занимались подсечно-огненным земледелием. Кусок леса выжигался и пару лет давай хороший урожай. Место это часто было на угорке, сухое, по лучше. Небольшое — потому что урожайность выше чем в трехполье. Ну а потом поле переходило в урочище, или называли место по нему.

    • Поскольку поля забрасывались через 2-3 года и были небольшими, располагали их обычно довольно далеко в лесу, мест где бывшее репище становилось ориентиром и названием местности хватало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.