Селения Юморга и Кисленки Пильнинского района считаются «мордовским». Их населяют представители «Припьянской» или «Запьянской» мордвы, то есть мордвы-эрзи живущей по берегам реки Пьяны. Местные эрзяне — коренные жители Волго-Окско-Сурского междуречья, — прямые потомки живших здесь в I тысячелетии до н. э. племен городецкой культуры. Их еще называют Нижегородской мордвой, потому что мордва Припьянья вместе с мордвой бассейна Кудьмы и «Терюшевской» мордвой с XIII века находились в сфере влияния Нижегородских князей, которые активно осваивали их земли, расселяли сюда земледельцев-славян, проводили русификацию и христианизацию этих краев. Забегая вперед, добавим, что до конца XVI века «Запьянская мордва» числилась в Нижегородском уезде (Гераклитов. 2011. С. 120).
Вопреки общераспространенному заблуждению мордва Волго-Окско-Сурского междуречья не была «диким первобытным народом». Сведения о том, что на землях, прилегающих к Пьяне, существовали феодальные образования средневековой мордвы, сохранили русские летописи. В одном из списков Нижегородского летописца сказано: «И в Нове городе Нижнем был гость Тарасий Петров сын… И купил он себе вотчину у Муранчика князя за Кудьмою на речке на Сундовике». Здесь речь идет о селе Большое Мурашкино, где зафиксирована легенда о мордовском князе Мураше (Кирьянов. 1965. С. 209-210), и данное сообщение не оставляет сомнений в том, что в среде Нижегородской мордвы складывались раннефеодальные отношения.
Нельзя сказать, что эрзяне Попьянья сразу и безоговорочно приняли русское подданство. Свободолюбивые мордвины сопротивлялись любой зависимости, и знаменитый эпизод войны нижегородских и московских князей с Ордой, когда в 1377 году на реке Пьяне было разгромлено застигнутое врасплох русское войско, случился во многом благодаря «поганым» князьям попьянской мордвы, помогшим ордынцам подойти к русскому войску незаметно. Сразу после Пьянского погрома ордынцы «изгоном» пошли к Нижнему Новгороду, грабя и разоряя русские селения, и мордва была их союзником в этих грабежах, за что жестоко поплатилась потом. Князь Борис Городецкий совершил карательный поход в мордовскую землю и «положил её пусту», а пленных мордвинов на льду Волги рвали собаками, и «казнили разными муками» (Мельников. 1909. С. 419).
Период противостоянья сменился периодом сотрудничества, и к XVI веку вылился в настоящий союз народов, когда мордва Волжско-Окско-Сурского междуречья избрала своим покровителем Московского великого князя Ивана Грозного. Дело в том, что затяжное противостояние Москвы и Казани, случившееся в XVI в., плохо сказывалось на жизни мордовских селений региона, который превратился в настоящий театр военных действий. И в этом противостоянии мордвины «Горной» стороны избрали сторону Москвы, приняв активное участие в победоносном походе Ивана Грозного на Казань в 1552 году, после чего «с великой радостью» отдали себя «под руку» Московского государя.
С этого момента в существовании попьянской мордвы начался новый период – период жизни в многонациональном Русском государстве.
Во второй половине XVI века восточная часть Волжско-Окско-Сурского междуречья оставалась неспокойным краем. Подходившие близко ногайские кочевья заставляли земледельцев быть настороже. Для охраны и обороны восточных рубежей московское правительство использовало своих союзников татар-мишарей и мордовских мурз, бывших боевым авангардом «служивого» казачества в Среднем Поволжье. Их расселяли на строящихся засеках, в самых опасных участках пограничья, а также в местах, где проходили важные государственные («царские») дороги, для охраны и сопровождения купцов и царских дипломатов.
По правому берегу Пьяны как раз проходила важная «Казанская сакма» (Парадеев. 2018) позволявшая в кратчайшие сроки добраться из Арзамаса до «столицы» региона – Казани. Другие значимые проходившие здесь дороги-сакмы – «Курмышская», «Сурская» и «Алатырская» (Парадеев. 2018) соединяли Нижний Новгород и Васильсурск с Алатырем. Вот для охраны этих дорог и были созданы в левобережье Пьяны опорные посты татар-мишарей, или как их еще называли «можар», призванных следить за порядком на дорогах и за остепнёнными участками Запьянья, откуда всегда можно было ждать нападения кочевников.
Естественно новые поселения получали свои названия или по имени речек, на которых они располагались, или по имени владельцев этих поселений, или по этнической принадлежности первопоселенцев. Одним из таких новых поселков в левобережье Нижней Пьяны стало Можарово на Пьяне, первыми владетелями которого, судя по названию, были те самые «можары» — татары-мишари. Вскоре из него выделилось Новое Можарово — «Андосево тож», названное так потому, что устроилось на берегу притока Пьяны – реке Анде (Гераклитов. 2011. С. 120). Надо полагать, что можары были только военной верхушкой в этих селениях, а обработкой земли были заняты коренные жители этих мест – мордвины. Впервые эти населенные пункты упомянуты в дозорных книгах под 96 годом, что соответствует 1587-1588 гг. При этом жители поселений названы «мордвой», из чего можно сделать вывод, что эрзяне составляли в них большинство населения (Гераклитов. 2011. С. 120).
Земледельцы занимал пустующие после Казанской войны земли. Быстрому росту мордовского населения способствовало еще и то, что за помощь, оказанную в победе над Казанью, им от Московского царя были дарованы различные льготы и привилегии. Население росло, и места уже не хватало. Да и низинный характер местности левобережья Пьяны не особенно благоприятствовал земледелию из-за разливов Пьяны. А Русское государство тем временем расширялось, опасность степных набегов становилась все менее вероятной, и жители левобережья стали переселяться на более удобный высокий правый берег Пьяны. Тем более что на старые места русские землевладельцы стали все больше переводить своих крепостных из Центральной России, и эрзяне предпочитали уходить от надвигающейся кабалы подальше.
Исход мордовского населения из Нижегородского уезда связан с русской колонизацией края, и Гераклитов прямо указывал, что: «Оттеснение мордвы на периферию уезда и её раздробленность можно объяснить лишь как результат длительного овладения территорией уезда со стороны русского вселенца» (Гераклитов. 2011. С. 120).
Начало XVII века стала для припьянской мордвы периодом закабаления, «прикрепления» их к земле. Обещания данные старой династией правившей Русью были забыты, и новые властители – Романовы делали все, чтобы заставить земледельцев работать на дворян в собственность которым раздавались земли. Но не так-то просто было лишить свободолюбивый народ «воли». У А. Орлова описан эпизод, когда татары деревни Старое Андосово («наше» Можарово на Пьяне), после Смутного времени (между 1612 – 1622 годами), писали государю, что им отведена эта мордовская деревня, но многие мордовские крестьяне «разбежались безвестно» (Орлов. 2009). Мордвины уходили со старых мест, устраивали новые деревни и «выставки».
Новые селения стали возникать непосредственно вдоль «государевой дороги», и по дозору 122 года (1613 – 1614 гг.) на «Казанской сакме» уже находилось четыре деревни, жители которых, из левобережных Можарова и Андосова «поселились ново на Алатырской стороне». Это Акузовка («тое ж деревни Можаровы выставка») — ныне мордовское село Сергачского района, затем Кисленка («тое ж деревни Можаровы выставка… поселились ново»), затем Новое Андосово («поселились ново на реке Пьяне под тремя островами на Алатырской стороне») которое, вероятно, исчезло, и также исчезнувшая ныне деревня Суставо («тое ж деревни Можаровы выставок») (Гераклитов. 2011. С. 123). А жители Старого Можарова переселились в правобережье полностью, назвав свое новое место жительства по-мордовски – Юморга, «что была деревня Старое Можарово за лесом, а ныне на Алатырской дороге» (Гераклитов. 20011. С. 123).
Мишари, жившие среди мордвы, вероятно, «омордвинились», став земледельцами. Во всяком случае, дозорные книги однозначно указывают, что во всех этих селах жила мордва.
Таким образом, наши Кисленка и Юморга образовались в самом начале XVII века, и датой первого их упоминания можно считать 1613 год. Следовательно, в 2023 году они отметят 410 лет своего первого упоминания.
Что означают эти названия? Если говорить о Юморге, то нижегородские топонимисты Морохин и Арзамазов приводят несколько этимологий этого топонима. Это может быть эрзянское «умарь» — «яблоня» с марийским топоформантом «га» — «река», в том смысле, что речь идет о «яблоневой реке», «реке среди яблонь». Они же упоминают предание о мордвине Юмаре — сподвижнике Ивана Грозного (Морохин, Арзамазов. 2014. С. 462). Но наиболее вероятным, учитывая историю происхождения села, нам представляется, что в основу названия положено эрзянское «морга» — «отросток», в смысле «выселок», так как селение образовалось как «выселок» со Старого Можарова. Тем более что на территории Мордовии есть подобные названия (Морга, Пичеморга, Теризморга), объясняемые именно как «выселки», «отростки» (Инжеватов. 1979. С. 121).
Не так просто все с названием Кисленка. В эрзянском языке есть слово «кисилинька» — «кубарем, кувырком» (Вершинин. 2005. С. 148), но применить его как толкование названия села было бы ошибкой, так как оно не имеет никакого отношения к жилью. Такой механистический подход к этимологии названий вряд-ли допустим, потому что необходимо учитывать и смысловое наполнение топонима, и возможность его изменения в записях проводившихся представителями администрации, которые фиксировали нерусские названия, как им слышится, а порой и как заблагорассудится.
Сами жители Кисленки толкуют название своего села как эрзянское «ки» — «дорога» и русское «лён», или «дорога по льну» (История села Кисленка. 2015). Такая «народная» этимология, возникла, вероятнее всего, уже в позднее время существования села, когда из-за процессов ассимиляции стало забываться его мордовское прошлое. «Народная» этимология свойственная как русскому, так и мордовским языкам. Она применяется самими жителями, всегда, когда истинный смысл слова забыт, и непонятный топоним толкуется словами, подходящими по звучанию, а смысл названия подгоняется под смысл этих слов.
Дело в том, что на карте генерала Менде 1850 года деревня Юморга названа Юмаргой, а Кисленка носит название Кислево (Карты Менде. 2009), что подразумевает под собой статус села. Возможно, это связано с постройкой в первой половине XIX века в деревне церкви, после чего она стала селом. Однако русское название среди мордовского населения не прижилось, и уже на карте Российской империи Стрельбицкого от 1871 года село обозначено как Кисленка (Карты Стрельбицкого. 2009). Вероятно, «Кислево» является русской калькой некоего мордовского названия. Возможно, первоначально селение называлось «Кесе-лей», где «кесе» — «ковш», а «лей» — «овраг» — по имени одного из оврагов, которыми так богат правый берег Пьяны.
Древняя микротопонимия Кисленки интересна тем, что включает в себя названия, происходящие как из тюркских наречий, например, «Кутузы» (от кутуз — «бешеный» тюрк.), так и мордовских, например, «Однилей» («новый овраг» эрз.), «Веле» («село» эрз.), «Перлетиха» (эрз. «пире» — ограда, с русским суффиксом – иха, возможно антропоним), так и русских «Слободка» (История села Кисленка. 2015). Такое разнообразие может быть объяснено тем, что село складывалось на протяжении столетий, по мере заселения его представителями разных этнических групп.
Среди Кисленковских названий особняком стоит микротопоним «Однопорядка», в котором, очевидно сочетается эрзянское «од» — «новый» и русское «порядок». Название говорит само за себя, и возникло, вероятно, в период управления русской администрацией, когда выделенный для заселения «порядок» получил мордовскую приставку «од».
Характерно, что древняя микротопонимия Юморги изобилует подобными «составными» названиями. Главная улица Юморги – «Большая» на местном эрзянском наречии носит название «Покшпорядка» — «Большой порядок», «Задняя» улица называется «Удалопорядка» — «Задний порядок», «Колхозная» (переименование произошло, очевидно, в годы советской власти) зовется «Паксяпорядка» — «Полевой порядок», и, наконец, «Новая» улица называется «Одпорядка». С чем может быть связано такое изобилие составных названий? Из-за присутствия в них видоизмененного русского слова «порядок», нет сомнений, что создавались они с участием русской администрации, и еще до революции, иначе среди названий непременно была бы «Советская» улица или «Улица Ленина». Возможно, это произошло после большого пожара, когда на пепелище были размечены новые места для строительства домов.
Еще две улицы Юморги названы просто по-мордовски «Апокше» — «Малая» и «Келейка» — «Широкая дорога», то есть микротопонимия Юморги имеет практически полностью мордовское эрзянское происхождение, что говорит о моноэтничном заселении села на всем протяжении его существования. Только одна улица имеет русское название – улица Подгорная, но и у нее, в одном конце расположен «Кельме лисьма» — «Холодный колодец», а в другом «Майданчик» (Адаева. 2019).
Мордовские села Нижегородчины – их названия, их микротопонимия – это то немногое, что остается памятью о проживавших здесь когда-то мордовских народах, об их наречиях. В условиях возрастающей урбанизации грозящей некоторым селениям полным запустением, и невольной ассимиляции, когда знать язык и обычаи предков становиться ненужным и необязательным, задача сохранить это наследие, донести его до потомков, становиться наиважнейшей.
В истории каждого из малых населенных пунктов нашей необъятной страны как в зеркале отражается история России. Из знания истории своей малой Родины, из любви к ней произрастает знание и любовь к истории своей страны, к истории России.Список литературы: Гераклитов А.А. Избранное в 2 ч./Гераклитов А.А. ; редколег.: В.А. Юрченков (предс.) [и др.]; НИИ гуманитарных наук при правит. респ. Мордовия. Саранск. 2011. Ч.1. – 464 с.; Кирьянов И.А. Некоторые данные о легенде об Абрамовом городище и Нижнем Новгороде//Этногенез мордовского народа. Саранск. Морд. книжное изд. 1965. –с. 206-210.; Мельников-Печерский П.И. Очерки Мордвы. ПСС. Т. 7. СПб. Изд. тип. Ф. Маркса. 1909. –с. 410-484.; Парадеев Е.И. Пара слов о цареве сакме. С-Пб. 2019. Электронный ресурс URL: http://paradeev.com/ Дата обр. 12.10.19.; Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Н. Новгород. 2001. https://b-ok2.org/book/484275/6f6222 Дата обр. 4.10.19.; Морохин Н.В. Арзамазов А.А. Наши реки, города и села. Н. Новгород. 2014. – 480 с.; Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. Морд. кн. изд. Саранск. 1979. – 222с.; Вершинин В.И. Этимологический словарь мордовских (эрзянского и мокшанского) языков. Т. II. Йошкар-Ола. 2005. -340 с.; Книга «История села Кисленка». Электронный ресурс URL: http://biblioteka-pilna.ru/kniga-istoriya-sela-kislenka/ Дата обр. 12.10.19.; Карта Менде. Электронный ресурс URL: http://www.etomesto.ru/map-ulyanovsk_simbirskaya-mende/ Дата обр. 8.08.19.; Карта Стрельбицкого онлайн. Специальная карта Европейской России. Электронный ресурс URL: http://www.etomesto.ru/map-karta-strelbickogo Дата обр. 12.10.19.; Информация о «народных» названиях улиц Юморги получена от Адаевой Е.Н., уроженки Юморги 1975 г.р. Беседа записана 12. 2019.