Сегодня с большим интересом дочитал Вашу книгу. И если ранее отметил хороший литературный язык, то по прочтении — хорошую историографическую базу. Вы поднимаете огромное количество проблем, многие из которых я не изучал и, естественно, ничего по ним сказать не могу. Но вот по истории мордвы, я, как основатель и руководитель ведущей научной школы «История и культура Мордовии и мордовского народа», кое-что сказать могу.
- Проблемой Пургасовой Руси я интересовался, что и отразил в статье «Терюхане – Пургасова Русь? // Вестник Мордовского университета. 2014. № 3. С. 84–88». У мордвы, как Вы знаете, есть четыре основных этнографических группы, их упоминал еще П.И. Мельников-Печерский: эрзя, мокша, терюхане и каратаи. В настоящее время к ним присоединяют еще шокшу, которую ряд исследователей считает остатком необрусевшей мещеры (по языку). Все эти термины являются производными от административных центров, городов: Эрзя, Мокша; сел: Терюшево, Каратаи, Шокша. То есть этимологически они равнозначны: рязанцам, новгородцам, ярославцам и т. д. Поэтому сразу скажу, что это части одного мордовского народа, а не различные мордовские народа, как пишите Вы и если покопаться в документах то можно обнаружить и общее самоназвание «мордва». Вы правильно заметили, что в именах всех поволжских финских народов присутствует корень «мар», «мур», мурт». По-мордовски, это буквально означает «куча», в переносном смысле объединение, если хотите — «народ» (мори), а «ва» это уже от русских. В этих названиях отразилась историческая память различных частей мордвы о проживании в различных волостях (княжествах) Мордовской земли. В антропологическом отношении те же эрзя и мокша стоят намного ближе друг к другу, чем русские группы из соседних антропологических зон. Терюхан я тоже стал изучать в антропологическом аспекте и обнаружил их, во-первых, близость к эрзе, а во вторых некоторые антропологические особенности, приближающие их к скандинавам (более высокий рост, больший процент светлых волос и глаз) и характерный русский говор с ярославским акцентом. Ещё вспомнил, что недалеко от Ярославля длительное время находилась большая колония скандинавов (Темирево), которая потом неожиданно исчезла. Я полагаю, что эта колония перебралась потом по каким-то причинам в Мордву. Вполне возможно, что и Пургас русских летописей, тоже был варягом. Призвание варягов на княжение вещь в Европе обычная. Кстати, по-мордовски слово «Пургас» ничего не означает, а «Пургаз» буквально переводится как «Грозный». Я думаю, что это было прозвище. Это что касается Пургасовой Руси.
- Пургас и Пуреш единственные имена известные по русским летописям в Мордовской земле того времени. Поэтому, вкупе с упоминанием Юлиана о двух государях в Мордовском царстве естественно предположить, что это они и есть. Монголы пришли на Русь через южные леса края «безвестно». Поэтому также уместно предположить, что их провели мордовские проводники, предоставленные «покорившимся» князем. А т.к. Пургас был ближе к Нижнему, а Пуреш — к половцам логично вытекает, что покорился как раз он. Далее узнаем, государь мокшан был союзником монголов в походе на Европу. Все сходится.
- С. 21. Слово «раське» по-мордовски означет «род, племя», а не люди — ломанть (от лооман).
- С. 43. Вы записываете в предки мордвы андрофагов, но карта показывает на этой территории будинов, о которых Вы вообще не говорите. Кстати, в 1913 г. в Москве вышла книга В. Семенковича «Гелоны и мордва», в которой он, на мой взгляд, убедительно, доказал, что предками мордвы были будины (городецкие племена), а не андрофаги.
- С. 47. Словосочетание «Чам паз» по-мордовски означает «Лицо бога» (Образ божий). А верховным богом у всей мордвы (и мокшан и эрзян) был бог Шкай (Шка), называемый диалектально у мокшан Шкабавас, а у эрзян Вашей местности «Нишкепаз» (сокращенно от Ине Шка паз, т.е. великий бог Шка). Кстати по мордовски так называют и время.
- С. 67. Н.И. Смирнов утверждает, что в крае нет мордовских названий и тут же приводит слово «Пе-нза», что по-мордовски буквально означает «Конец пути», синоним «граница».
- В вопросе о буртасах я придерживаюсь традиционной точки зрения, согласно которой «Страна Буртас» (не народ) это Мордовская земля. Ни в одном восточном источнике не говорится о мордве, ни в одном западном (русские источники времен Орды не в счет) не говорится о буртасах. Ни Ибн Фадлан, ни Юлиан, ни Плано Карпини, ни Рубрук, проехавшие по якобы их территории (по карте) ничего о них не знают. А ведь согласно восточным источникам это народ, живущий рассеяно в густых лесах, выставляющий десятитысячную конницу (а это судя по русскому опыту минимум 70 тыс. дворов), говорящий на языке, особом от хазар, булгар, русов и, ясно, что от иранцев, которых арабы хорошо знали. Единственная «ласточка» — стада верблюдов. Но у мордвы есть свой термин для обозначения этого животного — «ишем». Кстати, венгры, проходящие мимо Киева, потребовали от тамошнего князя десятки верблюдов для перевозки. Каков вывод? Всё упирается в В.Г. Тизенгаузена, который перевел фразу из Рашид-ад-Дина о «бжд, брт и ржн» как мокшан, буртасов и эрзян. Вы сами приводите примеры перехода звука «м» в «б» и наоборот: «куманы-губаны». Поставьте вместо «б» «м» и всё станет ясно. Там же у Рашид-ад-Дина сказано о завоевании племен Уркасакана, явно Пургаза- хана.
- Поход, описанный Вами на с. 224 произошел не в 1303 г. (это, видимо, опечатка) а в 1378 г. Эта была месть за поражение на Пьяне.
В целом, конечно, Вы правы: уровень развития Мордовской земли в отечественной историографии неправомерно принижается. По источникам ясно видно, что мордовские государи вели независимую политику, в выборе союзников, религиозных культов и передавали свою власть по наследству.
По другим вопросам не чувствую себя достаточно сильным, что бы давать какие-либо оценки. Желаю Вам здоровья и всяческих успехов. С уважением В. Абрамов