В четвертом выпуске журнала «Нижегородские епархиальные ведомости» за 1899 год была опубликована замечательная статья, написанная хорошим литературным языком в лучших традициях русской словесности под названием «Вечная память усопшим священно − церковнослужителям всякого храма».
Главная мысль статьи заслуживает того чтобы привести ее полностью: «Память о прежде почивших православных христианах должна быть священна для всех христиан. Особенно это нужно сказать по отношению к усопшим священно − церковнослужителям Христовой Церкви. Работая в разное время в винограднике Божием, по мере врученных от Господа каждому сил, означенные труженики, безусловно, заслужили полное право на Вечную Память о себе на месте бывшего служения их. В том храме, где они в разное время трудились во славу Божию и на пользу Святой Церкви о них вечно должно совершаться воспоминание при принесении Безкровной Жертвы… Быть может иные из усопших наших братий по духу, званию и служению, имеют теперь и пред Небесным Престолом дерзновение ходатайствовать за живущих на земле. Посему, молясь о них, мы тем самым будем возбуждать их на молитву пред нашим Пастыреначальником о себе самих… Быть может, с другой стороны, души иных из них находятся теперь там, в трепетном ужасе пред ожидающим их вечным наказанием за земные прегрешения, и весьма нуждаются в здешних наших молитвах о себе, ожидают молитвенной помощи себе от нас. Отсюда видим, как весьма полезно и для нас самих хранить свято этот духовный союз веры, любви и упования с почившими о Господе собратиями нашими».[1]
Процитированный текст является напоминанием об очень важных вещах, и даже спустя сто с лишним лет не потерял своей актуальности. Имена священников явивших собой образец служения и жертвования необходимо поминать на службах в тех храмах, где они раньше трудились.
Судьбы некоторых священников Нижегородской епархии, служивших пастырями чад духовных в Ардатовском уезде, в XIX — начале XX веков, помогут в общих чертах, создать собирательный образ наставника, духовного пастыря и учителя несшего свет просвещения и принесшего себя в жертву в лихую годину испытаний. Помогут представить духовную и образовательную среду российской провинции, в которой жили и работали будущие новомученники и исповедники России.
Речь пойдет о священнослужителях храмов в селах Теплово, Туркуши, Гремячево и Саконы Ардатовского уезда Нижегородской губернии (совр. Кулебакский и Ардатовский районы Нижегородской области). Эти села расположены в непосредственной близости друг от друга, многие их жители являются друг другу родственниками, и их воспоминания, а также церковные и светские архивы, помогли восстановить имена и подробности служения пастырей.
Первым следует вспомнить священника храма Живоначальной Троицы села Теплово протоиерея Владимира Тенищева. Священник Владимир Григорьевич Тенищев был выходцем из той плеяды священников, которых создала система Н. Ильминского. Уже в конце XVIII века наиболее дальновидные деятели Русской Православной церкви стали использовать для более результативного внедрения православия среди «инородцев» Поволжья, выходцев из этих народов, говоривших на языках «инородцев». А со второй половины XIX века вводится разработанная русским востоковедом и тюркологом Н.И. Ильминским система подготовки священников и церковнослужителей, набранных из молодежи коренного населения. Н. Ильминский утверждал, что: «…инородец движимый только врожденным инстинктом, прямо и непосредственно может воздействовать на ум и сердце одноплеменных ему инородцев… а к человеку своего племени инородцы имеют больше доверия нежели к человеку чужому».[2]
Родившийся 10 июля 1849 года мальчик Володя был одним из двух сыновей причетника церкви села Аря (Арать) Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Его отец, местный уроженец, был как раз тем самым «инородцем» «мобилизованным» системой Ильминского. Разумеется, у его детей не было вопроса в выборе жизненного пути, кроме пути духовного. По достижении семнадцати лет Володя был отдан в Нижегородскую Духовную Семинарию, которую уже закончил его брат, ставший священником в селе Ватрас Васильсурского уезда. Однако, по болезни, Владимир вынужден был уволиться из 4-го класса в 1870 году. Недоучившимся он, в 1872 году, рукоположен Преосвященным Филаретом в чин дьякона, и причислен к штату церкви Трех Святителей в Нижнем Новгороде. Упорный юноша продолжил образование и добился своего став священником. В 1882 году, по Указу Духовной Консистории отец Владимир был поставлен штатным священником − законоучителем в школе княгини Э.Н. Чегодаевой в Нижнем Новгороде. Обладавший прекрасным голосом, отец Владимир одновременно руководил церковным хором в храме Трех святителей. Любопытно, что его родной племянник Александр Васильевич Тенищев, также служил законоучителем в церковно-приходской школе села Саблуково Васильсурского уезда.[3]
В марте 1889 год отец Владимир наконец-то удостоился собственного прихода. Епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом (Стрельбицким) он был рукоположен в священники церкви села Теплово Ардатовского уезда Нижегородской губернии, сменив отца Павла Введенского, прослужившего на этом посту девять лет, и переведенного в Нижегородское Духовное училище преподавателем. Отец Павел, кстати, был современником уроженца Теплова, местночтимого старца Иоанна Яшина.[4] Ко времени приезда отца Владимира в Теплове уже существовала земская школа для мальчиков, открытая в 1885 году, и он одновременно стал законоучителем этой школы.
С приходом нового законоучителя, ревностно взявшегося за исполнение своих обязанностей, выросло количество учеников в школе. Его стараниями, в 1903 году, в Теплове было открыто еще и женское начальное земское училище. Отец Владимир много времени уделял духовному воспитанию подрастающего поколения, за что неоднократно был поощрен наградами. Его жена – матушка Мария Васильевна (в девичестве Яхонтова) – сама была дочерью диакона, и во всем помогала своему супругу.
Боровшийся с пьянством, отец Владимир, и с 1901 года стал участковым попечителем в Ардатовском уездном комитете попечительства о народной трезвости. После открытия, в 1903 году, в Теплове женского земского училища стал законоучителем и в нем. За беспорочное служение, 6 мая 1907 года, отец Владимир получил грамоту с благословением Святейшего Синода. В 1912 году, в связи с празднованием столетнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года, отец Владимир был в числе организаторов торжеств и крестных ходов. В этом же году он был избран выборщиком для избрания депутатов в 4-ю Государственную Думу. [5]
Рисунок 1. Предшественник отца Владимира, священник Павел Введенский со своими учениками на фоне земской школы. Фотография была сделана во время объезда епархии епископом Модестом (Стрельбицким) в 1885 году [Из личного архива жителя села Теплово М. Фадеева]
С началом Первой Мировой Войны отец Владимир организовал среди своих прихожан сбор средств на нужды армии, и для пострадавших от войны. Жители Теплова и окрестных сел с энтузиазмом откликнулись на призыв помочь Родине, и добровольно собрали значительную сумму золотом. В «Нижегородском церковно-общественном вестнике» сказано: «Объявлена признательность епархиального начальства священнику села Теплаго, Ардатовского уезда, Владимиру Тенищеву за его патриотическое действие, выразившееся в представление в Ардатовское казначейство 295 рублей золотою монетою, собранною им среди прихожан для обмена на кредитные билеты и внесение им в то же казначейство на нужды войны 4 фунта принадлежащей ему медной монеты». [6]
В 1915 году тепловским духовенством был организован приют для детей погибших воинов, и одновременно церковно-приходская школа для их обучения. 6 мая 1915 года, отец Владимир Тенищев был награжден наперстным крестом «За отличное усердное пастырское служение». Увы, 12 августа 1916 года, по состоянию здоровья священник был выведен за штат, прослужив без малого 27 лет, но он остался жить в Теплове в собственном доме на церковной земле. Любопытно, что священник, словно предвидя грядущие события, завещал похоронить себя не рядом с церковью, а на мирском кладбище, утверждая, что возле церкви будет «стойбище собачье». Так оно и вышло – церковь в 30-х годах была подвергнута поруганию, но безбожная власть не оставила священника в покое и на мирском кладбище, сровняв его могилу с землей.
Обладая литературным даром, отец Владимир долгие годы был корреспондентом «Нижегородского церковного-общественного вестника», и одновременно вел летопись своего служения в Теплове. Его записки оставили потомкам много ценных сведений о жизни села и работе сельского храма, а составленное им «Жизнеописание старца Иоанна Терентьевича Яшина, скончавшегося при Кутузовской женской обители Ардатовского уезда Нижегородской губернии в мае 1893 года» позволило сохранить память о праведнике, жившем в Теплове. Скончался отец Владимир сразу после октябрьского переворота, оставив память о себе как добрый, внимательный, заботливый пастырь для своих прихожан.
В этот же период, в соседнем селе Туркуши пресвитером служил отец Венедикт Покровский. При нем в селе был построен новый каменный храм, освященный в 1916 году во имя Чуда Михаила Архангела. Характерно, что уже после закрытия храма, в годы советской власти, в Туркушах ежегодно 19 сентября сельчане отмечали праздник «Чуда». Отец Венедикт запомнился прихожанам тем, что был учителем Закона Божьего в расположенном рядом селе Гремячево. Его сыновья – Николай и Алексей закончили Духовную семинарию и оба служили священниками в Княгининском уезде.[7] Дочь Татьяну, отец Венедикт выдал замуж за священника Михаила Малицкого, родственника известного нижегородского законоучителя Стефана Михайловича Малицкого.
Отец Михаил Малицкий вскоре сменил своего тестя на посту настоятеля. По воспоминаниям жителей этот батюшка был умным и деликатным наставником. При этом был не лишен и коммерческой жилки, открыв в Туркушах свой магазин. После прихода к власти большевиков, церковь в Туркушах продолжала работать, хотя и встречала противоборство со стороны новых властей. Однако в 1932 году батюшку Михаила подвели под раскулачивание, и выслали из села. Вскоре уехала к родственникам и его жена матушка Татьяна. Современником отца Венедикта и отца Михаила был туркушский местночтимый праведник Картушин Яков Данилович. Слепой старик запомнился односельчанам тем, что собирая подаяние на постройку новой церкви, ходил не только по окрестным селам, но и на Выксу и в Вачу. Старец дожил до преклонных лет, и скончался уже во время Великой Отечественной Войны.
Как упоминалось выше, туркушский священник отец Венедикт, был законоучителем в соседнем Гремячеве. Гремячевское училище было открыто в 1884 году и за неимением, на первых порах, местного учителя пользовалось услугами священника из Туркуш. Вскоре к нему присоединился и гремячевский батюшка − отец Николай Иванович Смирнов. Отца Николая Смирнова, на посту настоятеля и законоучителя сменил отец Иаков, который служивший здесь до самой своей смерти, и захороненый в церковной ограде. А самые тяжелые испытания выпали на долю отца Глеба Чубинского сменившего отца Иакова в 1915 году. Родившийся в 1889 году, в далеком селе Олинское Нерчинского уезда Забайкальской области, Глеб, по достижении 16 лет поступил в Оренбургскую духовную Семинарию. В 1912 году он был рукоположен в сан священника.
Первым приходом отца Глеба был храм в селе Котовка Ардатовского уезда, затем он недолго служил в Павловском округе, откуда был переведен в Гремячево. Здесь отец Глеб Чубинский стал также и законоучителем местного земского училища. Отец Глеб увлекался литературой и сочинял стихи, которые публиковались на страницах «Нижегородского церковно-общественного вестника». Батюшка был очень внимательным и кротким человеком, любил и жалел детей.
При советской власти многодетная семья священника очень нуждалась. Односельчанам он запомнился тем, что ходил по селу, собирая на пропитание шестерых детей. В первый раз отец Глеб был подвергнут гонениям в 1919 году, когда находился под следствием как сторонник патриарха Тихона и противник «обновленчества». Затем преследования продолжались, и вновь он был арестован уже в 1931 году, по обвинению в руководстве местной церковно-монархической организацией. Был посажен на пять лет в концлагерь. После освобождения поселился в городе Кулебаки, где служил при Свято-Николаевской церкви, вместе с прославленным в лике священномученика отцом Михаилом Гусевым.[8] 30 июля 1937 года, отец Глеб был опять арестован, за «деятельность направленную к свержению существующего советского строя», и 21 августа того же года приговорен к расстрелу. Через восемь дней батюшку расстреляли.[9]
Рисунок 2. Отец Глеб Чубинский в кругу семьи. Фото 1915 г. [Взято: Шекуров В.А., Клопова М.Н. Православное Гремячево. Арзамас, 2011. Стр. 64.]
Сменивший отца Глеба в 1931 году, отец Евгений Урванцев, также был через два года посажен на пять лет за «непримиримую ненависть к существующему строю», а его преемник – отец Иоанн Дроздов, в 1937 году был осужден на десять лет по «знаменитой» 58 статье.
Последний о ком хотелось бы рассказать, это настоятель храма в расположенном рядом с селами Гремячево и Туркуши, селе Саконы. Этот священник заступил на свой пост уже в годы безбожной власти, прекрасно отдавая себе отчет в том, чем это может закончиться, и всем своим служением исполнил евангельскую заповедь: «Претерпевший же до конца спасется» (Матфея 24:14).
В 1920 году священником в Саконах был поставлен отец Иоанн Быстров. Иоанн Александрович Быстров родился в селе Абаимово Сергачского уезда в семье диакона. В 1906 окончил педагогические курсы в Нижнем Новгороде, после работал учителем в селе Семьяны Васильсурского уезда. Но юноша с детства чувствовал тягу к служению Богу. В 1915 году Епископом Нижегородским и Макарьевским Евдокимом (Мещерским) он был рукоположен в диаконы и определен на должность псаломщика в село Макателем Ардатовского уезда. В декабре 1919 году дьякон Иоанн Быстров подает прошение о рукоположении его в сан священника. В это лихое время еще открывались приходы, и отец Иоанн стал настоятелем храма в селе Дурниха Ардатовского района. Оттуда был переведен в село Саконы, а последним местом его служения стала церковь в селе Арапово Богородского района.
Рисунок 3. Отец Иоанн Быстров. Матушка Анна Быстрова.
С 1927 года, с начала, так называемого, сергианства уже не звучали с амвонов призывы к сопротивлению новой власти, но большевики понимали, что духовность людей противоречит тому, что происходит в стране. В 1937 году, в разгар безбожной пятилетки, аресты священников возобновились. Все это время отец Иоанн занимался педагогической деятельностью, что спасало его от преследований. Несмотря на все трудности, батюшка продолжал совмещать учительство со священством, оставаясь образцом нравственности для окружающих. Представители власти уговаривали И. Быстрова оставить служение и стать учителем, обещая забыть его прошлое, но священник отказался. Даже супруга уговаривала мужа ради восьми детей, оставить пастырское служение и уйти в учителя, но отец Иоанн был непреклонен, сказав ей «Господь не оставит и всех детей выведет в люди».
10 сентября 1937 года его арестовали по обвинению «в систематическом проведении в окружающих массах контрреволюционной и террористической агитации». Священника забирали прямо из храма, дождавшись окончания службы. Страшной была расправа – уже 17 сентября 1938 года отец Иоанн был приговорен к «высшей мере социальной защиты», а 4 октября приговор был приведен в исполнение. Его вместе с другими арестованными вывезли из Нижегородской тюрьмы на середину Волги, где связанными попарно просто потолкали в воду, наблюдая чтобы никто не выплыл. После ареста мужа матушка Анна Андреевна переехала под Дзержинск, где одна вырастила и воспитала детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету. Умерла матушка в 1986 году. 20 августа 2000 года пресвитер Иоанн Быстров был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной церкви.[10]
Страшные беды обрушились на Россию в начале XX века. За давностью лет многое стерлось из людской памяти, многое утрачено, многих уже нет рядом. Молодежь немного знает о времени страшных гонений, тем более бытует мнение, что репрессии особенно сильно бушевали в больших центрах, едва затронув глубинку. Но это не так – кровь лилась рекой по всей России, и священники были в первых рядах гонимых и уничтожаемых. Уже в сентябре 1918 года в уездном Ардатове, к которому принадлежали все указанные в статье села, происходили расстрелы священников.[11] Русское духовенство потеряло своих лучших сынов, имевших мужество не отказаться от своего служения, не отказаться от того чему учили они своих духовных чад.
[1] Нижегородские епархиальные ведомости. Нижний Новгород, 1899 г. №4. С. 166.
[2] Ильминский Н.И. Из переписки об удостоении инородцев священнослужительских должностей. Электронный ресурс URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ilminskiĭ/iz-perepiski-ob-udostoenii-inorodtsev-svjashhennosluzhitelskih-dolzhnostej/ дата обр. 22.08.22.
[3] ЦАНО Ф. 570, оп. 559, ед. хр. 136/90 за1905 и 1916 гг.; ЦАНО Ф.1016, оп.1, ед. хр. 60 за 1922 г.
[4] Басова Е. Старец Иоанн Терентьевич Яшин. Электронный ресурс URL: https://www.proza.ru/2007/10/19/53 дата обр. 12.05.22.
[5] РГИА, Ф. 835, оп. 3, д. 318, л. 1.
[6] Нижегородский церковно-общественный вестник. Нижний Новгород, 1914. № 11. Стр.2.
[7] ЦАНО Ф. 570, оп. 559, д. 115, л. 126 об. 3255. 1916 г., Ф. 570, оп. 559 д. 90, л. 269 об.
[8] Священномученик Михаил Гусев. Электронный ресурс URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гусев,_Михаил_Иванович. дата обр. 22.08.22.
[9] Храм во имя святителя Николая Электронный ресурс URL: http://kulblag.cerkov.ru/xram-vo-imya-svyatitelya-nikolaya-g-kulebaki/ дата обр. 22.08.22.
[10] Священномученик Иоанн Быстров. Электронный ресурс URL: http://nne.ru/saints/svyashhennomuchenik-presviter-ioann-bystrov/ дата обр. 22.08.22.
[11] Красная газета. Вечерний выпуск. 5 сентября 1918 г. Электронный ресурс URL: http://www.pseudology.org/Bolsheviki_lenintsy/RedTerror/43.htm дата обр. 22.08.22.