Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы реконструкции происхождения топонима «Саконы». На основе широкого круга письменных источников и данных археологических раскопок показывается ранняя история Сакон, и выдвигаются две версии происхождения топонима.
Ключевые слова: гидронимы, мордва, Нижегородский край, Саконы, топонимика, тюрки.
THE PROBLEM OF THE ORIGIN OF THE NAME
OF THE NIZHNY NOVGOROD VILLAGE SAKONY
A.V. Malyshev
Department of Ethnology of Union «Historical consciousness»
e-mail: ma2502@mail.ru
Abstract: Тhis article discusses the problems of reconstructing the origin of the toponym «Sakony». Based on a wide range of written sources and data from archaeological excavations, the early history of Sakon, is shown and two versions of the origin of the toponym are put forward.
Keywords: hydronyms, Mordvinians, Nizhny Novgorod region, Saxony, place names, the Turks.
Вопросы изучения топонимики Нижегородского региона являются актуальными в условиях наличия значительных «белых пятен» и дискуссий вокруг этой проблематики, которые остаются несмотря на значительный объем публикаций, вышедших в последние годы (Малышев 2017; Малышев 2019; Селезнев 2015; Сорокин 2018, Тисовская 2015).
Село Саконы Ардатовского района Нижегородской области больше всего известно тем, что здесь родился выдающийся ученый-металлург – академик А.М. Самарин (1902–1970) (Дашевский 2017: 11). Однако малоизвестным является тот факт, что оно относится к числу самых древних поселений Нижегородской области. Раскопки, проводимые в 1955–1956 гг. экспедицией под руководством А.В. Алиховой, обнаружили на правом, противоположном Саконам берегу р. Теши стоянку времен неолита, относящуюся к III тысячелетию до н.э. (Алабушкина 2016). Последующие раскопки на левом берегу на месте, где непосредственно расположены Саконы, обнаружили мордовское укрепление IX в. В полутора километрах к северо-востоку были найдены останки второго городища, относящегося уже к X–XIII вв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» оно было поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры (ныне относится к числу объектов культурного наследия федерального значения) (Объекты культурного наследия 2020).
Указанные выше нами находки говорят о том, что место, где стоят Саконы, было обжито человеком с самых древних времен, а наличие укрепленных поселений свидетельствует о том, что здесь был центр сначала племенного объединения, а позже – и раннефеодального образования мордвы. Помимо этого, есть основания утверждать, что Саконы одно из самых древнейших поселений Нижегородского края не только в плане археологических находок, но и как упоминаемое в летописях и документах.
Село расположено на перекрестке дороги, соединяющей Муром и Арзамас, с дорогой, соединяющей Нижний Новгород и Саров. Занимая важное транзитное положение на одном из главных торговых путей средневековья – дороге, соединявшей Северо-Восточную Русь с государствами устья Камы и с Заволжьем, – Саконы, безусловно, было крупным средневековым поселением, и, судя по документам, административным центром феодального владения. Эта версия была ранее озвучена в отечественной историографии. Так, П.И. Мельников-Печерский утверждал, что в Саконах был центр древнего мордовского княжества (Мельников-Печерский 1909: 484–496). А.М. Орлов доказывает, что ордынцы, захватившие Волго-Окско-Сурское междуречье, основали здесь центр своего княжества во главе с Чингизидами Чагатаями (Орлов 2001). О находившемся здесь древнем булгарском городище упоминается и в современных краеведческих исследованиях (Базаев 2004: 277).
В настоящее время можно утверждать, что топоним Саконы (в виде Саканы) впервые упомянут в XIV в. Советский историк П.Н. Черменский, говоря об исходе ордынских князей во время междоусобиц в Орде, на северо-восточную периферию империи, указывал, что в начале 1360-х годов в Наровчате утвердился как самостоятельный государь («сам о себе княжаше») царевич Тогай. Тогда же, а именно в 1362 г., прибыл в страну мордвы-эрзи на р. Пьяна князь Сегиз-Бек, построивший на этой реке крепость («обрывая рвом ту седе»). Какой-то татарский князь утвердился на р. Теша, построив крепость Саканы. На р. Сатис, левом притоке Мокши, в городе Сараклыч сел князь Бейхан. На средней Мокше между Темниковым и Краснослободском поселился князь Сеид-Ахмет (Черменский 1964: 7). Упомянутую крепость Саканы А.А. Гераклитов обосновано соотнес с селом Саконы, расположенном на высоком левом берегу Теши, в устье речки Саконки (Гераклитов 2011: 95). То есть, во второй половине XIV в. на месте древней мордовской крепости, выходцами из степи, был восстановлен древний региональный центр названный Сакань.
А.М. Орлов не случайно соотносил Саконы с владением ордынских князей Чагатаев (Чегодаев) (Орлов 2001). В русских документах много упоминаний татарских мурз Чегодаевых, владевших наделами именно в районах, близлежащих к Саконам. Происходивший из татар русский дворянский род князей Чаадаевых своим происхождением также связан с этим регионом. Возможно, что «область Дзагатай (Zagatai)» (Барбаро 1996: 150), из которой вывозили ценные меха, упомянутая в источниках XIV–XV вв. – это именно область левобережья Теши с центром в Саконах (Ишеев 2009: 110; Малышев 2018: 54–56). При этом отождествление саконских Чегодаев как выходцев из клана Чингизида Чагатая может быть и неверным. Это связано с тем, что в опубликованном Б.М. Пудаловым комплексе источников по истории Арзамасского уезда есть указание, что фамилия «Чегодаев» встречалась и среди мордовских мурз (Арзамасский уезд 2019: 385).
В этой связи следует обратить внимание на установленный факт матримониальных связей представителей высшей ордынской знати и мордовских феодалов. Вероятность династических браков представителей мордвы и Чингизидов подтверждает археологическая находка, свидетельствующая о подобном браке. Речь идет о парном погребении № 58 из Аткарского грунтового могильника XIII–XV вв. (раскопки С.В. Ляхова, произведенные в 1997 г.), где в женской половине погребения была обнаружена подвеска с тамгой дома Бату (Ляхов 1999: 94–96). Это погребение является уникальным, так как ничего подобного не было найдено ни до, ни после этого. Принадлежность девушки – супруги мордвина, захороненной в Аткарском могильнике, к ханскому роду золотоордынского государства является бесспорным фактом (Бабинцев 2013: 87).
Исходя из вышеуказанного, можно предположить, что упомянутый П.Н. Черменским некий татарский князь, построивший Сакань, был наследником местного мордовского феода, который служил в Орде, принял ислам, сделался «татарином» и бежал от «Замятни» в родовые земли. Вероятно, как и другие князья, о которых упомянул П.Н. Черменский. Указание на строительство крепостей этими князьями также говорит о том, что в Орде наступил очередной кризис, ведь известно, что ордынцы не позволяли строить укреплений вокруг городов. Таким образом, можно допустить, что в XIV в. некий потомок мордовских владетелей и Чингизидов основал в родовых землях полунезависимый феод с центром в Саконах (Сакани).
Как уже говорилось выше, Саконы, находившиеся на перекрестке важнейших путей средневековья, были важным транзитным пунктом на протяжении всего своего древнего существования. Об этом мы находим упоминание и в источниках: в 1482 г. князь Ф. Хованский докладывал в Москву, что ногайские послы ехали «через Сакань». Часто Саконы упоминались в документах в связи с событиями Казанских войн. При этом если судить по написанию в документах, название произносилось в женском роде, в единственном числе – «Сакань» («Саконь»). Так, касимовский царевич Шигалей (Шах Али) в 1547 г. получил от царя предписание «итить х Козани на Сакону да на Тешу» (Парадеев 2020: 20).
Нельзя не отметить и упоминание Сакон в «Царственной Книге». Иван Грозный, прокладывая в 1552 г. свой маршрут к Казани, называл главным ориентиром направления от Мурома «Саканьский лес». При этом третий стан царя располагался на «Саканском городище» (Милотворский 2005: 22).
Определяющее слово «городище» здесь может означать только одно – Сакань к этому времени была разрушена, превратившись в «городище». Дело в том, что в период Казанских войн междуречье Оки и Суры представляло собой настоящий театр военных действий, где, по свидетельству летописца, все было подвержено страшному разорению (ПСРЛ 1903: 47–48). И очевидно, что между 1547 и 1552 гг. крепость Сакань обратилась «Саканское городище», разрушенная тем или другим участником противостояния.
Поселение не восстанавливалось достаточно долго. Видимо, случившиеся в самом начале XVII в. события Смутного времени не способствовали развитию края. Поэтому, когда в 1621 г. Саконы впервые было упомянуто в писцовых книгах, оно было названо как «…село Никольское, что было пустош Саконы, на реке на Тёше на усть речки Саконки на муромской на болшои дороге…» (Базаев 2004: 280). Отметим, что существует местная легенда, согласно которой самую первую церковь здесь велел построить Иван Грозный, во время стоянки на «Саканском городище» в 1552 г. Как видим, к моменту своего возрождения в первой четверти XVII в. Саконы были «пустошью», т.е. нежилым местом. Впрочем, в документах того времени упоминался «Саканский (Саконский) беляк» (ЦАНО 1: 19 об.–27; ЦАНО 2: 34 об.–60, 60–64 об.) — очевидно, как мордовское податное объединение, владеющее общими угодьями. Причем трудно судить был ли этот беляк территориальным образованием, или неким обозначением принадлежности определенной Саконской мордве, выделявшейся по типу Кирдановской, Муромской, Коринской и других территориальных объединений мордовских племен.
Скорее всего, войны и смуты вынудили коренное население оставить «городище», а новые владельцы наполнили Саконы крестьянами из русских уездов, к которым только подселяли «новокрещеных» коренных жителей округи. Характерно, что в саконских преданиях остались сведения об «цветовой идентификации» этнической принадлежности сельчан. А.В. Базаев упоминал, что старожилы говорили, что в старину для женщины одеться во все белое означало «одеться мордовкой».
Любопытно, что тюркский и мордовский компоненты сохранились и в микротопонимике села. Центр Сакон сформирован вокруг древнего «городка» и называется по-русски: Село.Очевидно, первые переселенцы выделили развалины бывшей крепости как «Городок», и обозначили начало своему поселению, возникшему возле церкви, как «Селу». А вот та часть Сакон, что примыкает с запада, называется Буян (древнерусск. «дикий»), что объясняют возможным «диким» способом заселения микрорайона. Тем не менее, несвойственное русскому языку образование топонима без суффикса наводит на мысль, что здесь скрыт древнетюркский (чувашский) термин пуян (богатый), косвенным подтверждением чему служит название расположенного западнее урочища Чувашево. С севера к Селу примыкает Курмыш, в котором виден древний тюркский термин, обозначающий отдаленно стоящее строение. О мордве напоминает название микрорайона Кочетовка, образованное, вероятно, от древнего мордовского имени Кечет.
В свете возникновения того или иного местного названия интересно рассмотреть происхождение самого топонима Сакань (Саконы). Ардатовский исследователь А.В. Базаев выдвигал версию, согласно которой название Саконы происходит от татарского слова сакма(государственная дорога), в основу которого положен древний тюркский глагол «сок» («бить»). Сакма – значит «битая (набитая) дорога», а так как селение располагалось на пересечении сакм, то и называлось «Сакмы», превратившись потом в «Саконы» (Базаев 2004: 278). Мордва, живущая здесь, переиначила Сакмы в Сакны, а в русском языке добавился для удобства произношения, звук –о (Сак(о)ны). Напротив, Н.В. Морохин полагает, что в основу названия положено мордовское слово сакэн (калган, растение), созвучное древнему топониму Сакань(Морохин 1999).
С нашей точки зрения, при реконструкции происхождения топонима Саконы следует обратить внимание на то, что село Саконы расположено по берегам протекающей в овраге речушки Саконки (ныне практически пересохшей) – левого притока Тёши. Очевидно, что в основе названия села лежит древний гидроним, уже в русском языке получивший суффикс –ка (Сакон-ка), к своей первоначальной основе Сакан. При этом топонимические соответствия этой основы в большинстве своем наблюдаются в южной части Восточной Европы (Саханка Донецкой области, Саки в Крыму, Сакан-Исте на реке Сакен-хойрак в Чеченской республике и др.). Здесь нас не должно ввести в заблуждение наличие топонима Саконы в Татарстане. Татарстанское село Саконы основано в начале XVIII в. казанским губернатором П.М. Апраксиным, заселявшим татарские земли русским крестьянами из западных районов Казанской губернии, к которым тогда принадлежали земли правобережья Нижней Оки. Возможно, что татарские Саконы основаны выходцами из тогдашней Арзамасской провинции Казанской губернии.
В остальном видно, что названия с основой сакан (сахан) «тяготеют» к югу, являясь, очевидно, принадлежностью кочевого мира. В этой связи Э.М. Мурзаев указывал, что в южных степях этот древнейший термин означает «котловина» (Мурзаев 1984: 490). Возможно, еще древние сарматы называли так глубокие балки, наполненные водой. Название Сахан(котловина) подходит по смыслу, для речки Саконки, текущей в глубине оврага. Располагаясь на древнем торговом пути, речка не могла не получить названия, характеризующего её особенности.
Также можно выдвинуть еще одну версию происхождения топонима, в рамках которой можно связать Сакан (Сахан) с гидронимом Сукан (Сагину), упоминаемым ал-Идриси. В своем сочинении известный арабский географ XII в. ал-Идриси описывает некий городок Намджан, населенный тюрками, причем стоит этот городок на реке Сукан (Сагину). При этом ал-Идриси указывает, что из города Намджан вывозят шкуры лисиц и бобров, что согласуется с сообщением И. Барбаро о стране Zagatay (Коновалова 2006: 123).
Комментатор этого сочинения полагает, что река Сукан находится где-то в Оренбургских степях или в Прикаспии (Коновалова 2006: 251), однако карта, составленная ал-Идриси, помещает Сукан в несколько иное место. Дело в том, что при составлении карты Идриси использовал картографические источники, часть материала которых не нашла отражения в тексте (Коновалова 2006: 70). Целый ряд исследователей обратил внимание на противоречия между картой и текстом (Коновалова 2006: 54). Поэтому И.Г. Коновалова предлагает рассматривать текст и карту как два разных источника информации (Коновалова 2006: 56).
Гидроним Сукан (Сагину) на карте ал-Идриси расположен практически в центре Восточной Европы, недалеко от знаменитой Арсы («Артан» на карте), которую следует отождествить с этнонимом эрзя. И его расположение здесь может быть связано с тем, что по территории Арсы (эрзи) проходил сегмент древнейшего торгового пути, связывавшего Северную Европу и Среднюю Азию. Как указывает И.Г. Коновалова, еще В. Томашек на примере сведений ал-Идриси о Балканах обратил внимание на тесную связь отдельных сообщений географа с направлением торговых маршрутов его времени (Коновалова 2006: 48).
Выше говорилось о том, что на месте Сакон могла находиться фактория булгар, что согласуется с сообщением о городке Намджан на реке Сукан, населенном тюрками. А.М. Орлов указывал, что близ Сакон находился каменный курган, воздвигаемый обычно для кипчакских вождей (Орлов 2001). О кипчакском кургане, обнаруженном археологами возле Ардатова (15 км южнее Сакон), упоминал и А.В. Базаев, участвовавший в археологической экспедиции. Следовательно, тюрки осваивали это место еще до ордынского завоевания.
В данном случае мы предполагаем, что гидроним Сагину мог быть современной речушкой Саконкой, запомнившейся путешественникам тем, что здесь располагалась булгарско-кипчакская фактория, и, возможно, таможенный пост, последний перед приближением к Мурому, или первый после прохождения Мурома и переправы через Оку. Муром в трудах Идриси выведен под именем Буруна, и, несомненно, был хорошо известен путешественникам того времени, так как играл важную роль в системе балтийско-волжских торговых связей (Коновалова 2006: 193). Да и сами мусульманские купцы «осваивали» район Средней Волги весьма интенсивно (Лимонов 1987: 180). Рассказывая о Муроме, информаторы могли упоминать Сагину, что и отразилось в тексте и на карте ал-Идриси.
Таким образом, можно предположить, что Саконы является одним из самых древних топонимов Волго-Окско-Сурского междуречья, упоминаемых в источниках, а его происхождение остается дискуссионным и, вероятно, заключает в себе либо мордовскую, либо тюркскую основу.
Литература:
Алабушкина 2016 – Алабушкина С.А. История изучения древнемородовских могильников бассейна р. Теша // Современные научные исследования и инновации, 2016, № 12 (URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76829 Дата обращения: 06.06.2020).
Арзамасский уезд 2019 – Арзамасский уезд в XVII веке. Акты приказного делопроизводства допетровской эпохи: сборник документов в 2-х ч. / Сост. Б.М. Пудалов. Нижний Новгород, 2019, ч. 2, 541 с.
Бабинцев 2013 – Бабинцев Р.В. Мордва в системе золотоордынской государственности // Известия Сарат. ун-та. Серия: История. Международные отношения, 2013, т. 13, вып. 2, с. 85–88.
Базаев 2004 – Базаев А.В. История сел и деревень Ардатовского района. Арзамас: АГПИ, 2004, 183 с.
Барбаро 1996 – Барбаро И. Путешествие в Тану // Каспийский транзит. М., 1996. Т. 2. С. 125–180.
Гераклитов 2011 – Гераклитов А.А. Кирдановская мордва // Гераклитов А.А. Избранное в 2 ч. Редколлегия: В.А. Юрченков (предс.) [и др.]. Саранск, 2011, ч. 1, 462 с.
Дашевский 2017 – Дашевский В.Я., Леонтьев Л.И. Александр Михайлович Самарин – ученый-металлург // Физико-химические основы металлургических процессов: сборник трудов Международной научной конференции, посвященной 115-летию со дня рождения академика А.М. Самарина. Москва. 14–15 ноября 2017 г. М.: ИМЕТ РАН, 2017, с. 11–17.
Ишеев 2009 – Ишеев М.Р, Акчурин М.М. Татарские княжеские роды в Арзамасе и на Алатыре // Сборник материалов 6-й научно-практической конф. «Фаизхановские чтения». Нижний Новгород, 2009, с. 109–115.
Коновалова 2006 – Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. М.: Восточная литература, 2006, 325 с.
Лимонов 1987 – Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. М.: Наука, 1987, 213 с.
Ляхов 1999 – Ляхов С.В. Охранные раскопки в Саратовском Правобережье // Археологическое наследие Саратовского края. Охрана и исследования в 1997 году, вып. 3. Саратов, 1999, с. 94–96.
Малышев 2019 – Малышев А.В. Буртасы и сувазы-чуваши на юго-западе Нижегородской области (по данным топонимики) // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе: сборник статей участников XVI Региональной научно-практической конференции (13 декабря 2018 г.), вып. ХV / отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019, с. 7–13.
Малышев 2017 – Малышев А.В. Иллюстрация к исследованию этногенеза жителей Нижегородского Поволжья // Карповские чтения, вып. 7. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017, с. 178–200.
Малышев 2018 – Малышев А.В. К вопросу изучения истории юго-запада Нижегородской области XIII–XIV вв. // Карповские чтения, вып. 8. Арзамас, 2018, с. 54–56.
Мельников-Печерский 1909 – Мельников-Печерский П.И. Исторические известия о Нижнем Новгороде // Полное собрание сочинений, т. VII. СПб.: Изд. тип. Ф. Маркса, 1909, 590 с.
Милотворский 2005 – Милотворский И.А. Путь Иоанна Грозного через Нижегородскую губернию во время его похода на Казань 1552 г. // Россия XVI века: Казанский поход Ивана Грозного / Под ред. Ю.А. Курдина. Арзамас, 2005, в. 20–32.
Морохин 1999 – Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. Н. Новгород, 1999, 311 с.
Мурзаев 1984 – Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Мысль, 1984, 653 с.
Объекты культурного наследия 2020 – Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения, находящиеся на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области // Правительство Нижегородской области (URL: https://government-nnov.ru/?id=159300 Дата обращения: 06.06.2020).
Орлов 2001 – Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы (URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm Дата обращения: 06.06.2020).
Парадеев 2020 – Парадеев Е.И. О становлении Арзамаса. СПб., 2020, 51 с.
ПСРЛ 1903 – ПСРЛ. Т. XIX. История о Казанском царстве (Казанский летописец). СПб., 1903, 546 с.
Селезнев 2015 – Селезнев Ф.А. К вопросу о происхождении нижегородских топонимов «Дятловы горы» и «Почайна» // Нижегородский краевед: сборник научных статей. Нижний Новгород: Центр краеведческих исследований ИМОМИ ННГУ, 2015, с. 5–11.
Сорокин 2018 – Сорокин А.А. Топонимическое наследие Русской революции 1917 года: проблемы восприятия // Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики: Вып. 2 / Под ред. А.А. Корнилова. Нижний Новгород, 2018, с. 46–53.
Тисовская 2015 – Тисовская А.М. Желнино: история, топонимика и культура // Гуманитарные научные исследования, 2015, № 11 (51), с. 57–61.
ЦАНО 1 – Центральный архив Нижегородской области (далее – ЦАНО). Ф. 2013. Оп. 1. Д. 8.
ЦАНО 2 – ЦАНО. Ф. 2013. Оп. 60а. Д. 22.
Черменский 1964 – Черменский П.Н. Из истории феодализма на Мещере и в Мордве // Археологический ежегодник за 1963 г. М., 1964, с. 3–11.
References:
Alabushkina 2016 – Alabushkina S.A. Istorija izuchenija drevnemorodovskih mogil’nikov bassejna r. Tesha [History of the study of ancient Mordovian burial grounds in the Tesh river basin] // Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2016, Nr. 12 (URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76829 Date of application 06.06.2020). [In Russian]
Arzamasskij uezd 2019 – Arzamasskij uezd v XVII veke. Akty prikaznogo deloproizvodstva dopetrovskoj jepohi: sbornik dokumentov v 2-h ch. [The Arzamas district in the XVII century. Acts of administrative record-keeping of the pre-Petrine era: a collection of documents] / Sost. B.M. Pudalov. Nizhnij Novgorod, 2019, vol. 2, 541 p. [In Russian]
Babincev 2013 – Babincev R.V. Mordva v sisteme zolotoordynskoj gosudarstvennosti [Mordovia in the Golden Horde state system] // Izvestija Sarat. un-ta. Serija: Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija, 2013, t. 13, vol. 2, p. 85–88. [In Russian]
Bazaev 2004 – Bazaev A.V. Istorija sel i dereven’ Ardatovskogo rajona [History of villages and villages in the Ardatovsky district]. Arzamas, 2004, 183 p. [In Russian]
Barbaro 1996 – Barbaro I. Puteshestvie v Tanu [Travel to Tana] // Kaspijskij tranzit. Moscow, 1996, tom 2. pp. 125–180. [In Russian]
Geraklitov 2011 – Geraklitov A.A. Kirdanovskaja mordva [Kitanovska Mordvinians] // Geraklitov A.A. Izbrannoe v 2 ch. Redkollegija: V.A. Jurchenkov (preds.) [i dr.]. Saransk, 2011, vol. 1, 462 p. [In Russian]
Dashevskij 2017 – Dashevskij V.J., Leont’ev L.I. Aleksandr Mihajlovich Samarin – uchenyj-metallurg [Alexander Samarin is a scientist-Metallurgist] // Fiziko-himicheskie osnovy metallurgicheskih processov: sbornik trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 115-letiju so dnja rozhdenija akademika A.M. Samarina. Moskva. 14–15 nojabrja 2017 g. Moscow, 2017, pp. 11–17. [In Russian]
Isheev 2009 – Isheev M.R, Akchurin M.M. Tatarskie knjazheskie rody v Arzamase i na Alatyre [Tatar princely families in Arzamas and Alatyr] // Sbornik materialov 6-j nauchno-prakticheskoj konf. «Faizhanovskie chtenija». Nizhnij Novgorod, 2009, pp. 109–115. [In Russian]
Konovalova 2006 – Konovalova I.G. Al-Idrisi o stranah i narodah Vostochnoj Evropy: tekst, perevod, kommentarij [Al-Idrisi on the countries and peoples of Eastern Europe: text, translation, commentary]. Moscow, 2006, 325 p. [In Russian]
Limonov 1987 – Limonov J.A. Vladimiro-Suzdal’skaja Rus’ [Vladimir-Suzdal Rus]. Moscow, 1987, 213 p. [In Russian]
Ljahov 1999 – Ljahov S.V. Ohrannye raskopki v Saratovskom Pravoberezh’e [Security excavations in the Saratov right Bank] // Arheologicheskoe nasledie Saratovskogo kraja. Ohrana i issledovanija v 1997 godu, vol. 3. Saratov, 1999, pp. 94–96. [In Russian]
Malyshev 2019 – Malyshev A.V. Burtasy i suvazy-chuvashi na jugo-zapade Nizhegorodskoj oblasti (po dannym toponimiki) [Burtasy and swazy-Chuvash in the South-West of Nizhny Novgorod region (according to toponymy)] // Voprosy arhivovedenija i istochnikovedenija v vysshej shkole: sbornik statej uchastnikov XVI Regional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii (13 dekabrja 2018 g.), vol. 15 / otv. red. V.I. Grubov; nauch. red. A.A. Isakov. Arzamas, 2019, pp. 7–13. [In Russian]
Malyshev 2017 – Malyshev A.V. Illjustracija k issledovaniju jetnogeneza zhitelej Nizhegorodskogo Povolzh’ja [Illustration to the study of ethnogenesis of inhabitants of the Nizhny Novgorod Volga region] // Karpovskie chtenija, vol. 7. Arzamas, 2017, pp. 178–200. [In Russian]
Malyshev 2018 – Malyshev A.V. K voprosu izuchenija istorii jugo-zapada Nizhegorodskoj oblasti XIII–XIV vv. [To the question of studying the history of the South-West of the Nizhny Novgorod region of the XIII-XIV centuries] // Karpovskie chtenija, vol. 8. Arzamas, 2018, pp. 54–56. [In Russian]
Mel’nikov-Pecherskij 1909 – Mel’nikov-Pecherskij P.I. Istoricheskie izvestija o Nizhnem Novgorode [Historical news about Nizhny Novgorod] // Polnoe sobranie sochinenij, tom VII. Saint Petersbourg, 1909, 590 p. [In Russian]
Milotvorskij 2005 – Milotvorskij I.A. Put’ Ioanna Groznogo cherez Nizhegorodskuju guberniju vo vremja ego pohoda na Kazan’ 1552 g. [The path of John the Terrible through the Nizhny Novgorod province during his campaign on Kazan in 1552] // Rossija XVI veka: Kazanskij pohod Ivana Groznogo / Pod red. J.A. Kurdina. Arzamas, 2005, pp. 20–32. [In Russian]
Morohin 1999 – Morohin N.V. Nizhegorodskij toponimicheskij slovar’ [Nizhny Novgorod toponymic dictionary]. N. Novgorod, 1999, 311 p. [In Russian]
Murzaev 1984 – Murzaev J.M. Slovar’ narodnyh geograficheskih terminov [Dictionary of folk geographical terms]. Moscow, 1984, 653 p. [In Russian]
Objekty kul’turnogo nasledija 2020 – Objekty kul’turnogo nasledija (pamjatniki istorii i kul’tury) federal’nogo znachenija, nahodjashhiesja na territorii Nizhnego Novgoroda i Nizhegorodskoj oblasti [Cultural heritage sites (historical and cultural monuments) of Federal significance located on the territory of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod region] // Pravitel’stvo Nizhegorodskoj oblasti (URL: https://government-nnov.ru/?id=159300 Date of application 06.06.2020). [In Russian]
Orlov 2001 – Orlov A.M. Nizhegorodskie tatary: jetnicheskie korni i istoricheskie sud’by [Nizhny Novgorod Tatars: ethnic roots and historical destinies] (URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm Date of application 06.06.2020). [In Russian]
Paradeev 2020 – Paradeev E.I. O stanovlenii Arzamasa [About the formation of Arzamas]. Saint Petersbourg, 2020, 51 p. [In Russian]
PSRL 1903 – Complete collection of Russian Chronicles (PSRL). T. XIX. Istorija o Kazanskom carstve (Kazanskij letopisec). Saint Petersbourg, 1903, 546 p. [In Russian]
Seleznev 2015 – Seleznev F.A. K voprosu o proishozhdenii nizhegorodskih toponimov «Djatlovy gory» i «Pochajna» [To the question about the origin of the Nizhny Novgorod toponyms «Dyatlovy Gory» and «Pochayna»] // Nizhegorodskij kraeved: sbornik nauchnyh statej. Nizhnij Novgorod, 2015, pp. 5–11. [In Russian]
Sorokin 2018 – Sorokin A.A. Toponimicheskoe nasledie Russkoj revoljucii 1917 goda: problemy vosprijatija [Toponymic legacy of the Russian revolution of 1917: problems of perception] // Regiony mira: problemy istorii, kul’tury i politiki, vol. 2 / Pod red. A.A. Kornilova. Nizhnij Novgorod, 2018, pp. 46–53. [In Russian]
Tisovskaja 2015 – Tisovskaja A.M. Zhelnino: istorija, toponimika i kul’tura [Zhelnino: history, toponymy and culture] // Gumanitarnye nauchnye issledovanija, 2015, № 11 (51), pp. 57–61. [In Russian]
CANO 1 – The Central archive of Nizhny Novgorod Province (CANO). Fund 2013, Inv. 1, File 8. [In Russian]
CANO 2 – CANO. Fund 2013, Inv. 60a, File 22. [In Russian]
Chermenskij 1964 – Chermenskij P.N. Iz istorii feodalizma na Meshhere i v Mordve [From the history of feudalism in Meshchera and Mordva] // Arheologicheskij ezhegodnik za 1963 g. Moscow, 1964, pp. 3–11. [In Russian]
А.В. Малышев, Отдел этнологии МРОО «Историческое сознание»
e-mail: ma2502@mail.ru
A.V. Malyshev, Department of Ethnology of Union «Historical consciousness»
e-mail: ma2502@mail.ru